Введение:
Реформирование основ государственного устройства и экономические преобразования, проводимые в последнее десятилетие в России, привели к зна-чительному изменению условий, в которых учебные заведения вынуждены осуществлять свою основную деятельность – подготовку высококвалифициро-ванных кадров. Новые черты, характеризующие текущую ситуацию, следую-щие:
ограниченное государственное финансирование учебных заведений, кото-рое приводит к старению материальной базы, сложностям с методическим обеспечением учебного процесса, сложностям с функционированием в це-лом;
низкая заработная плата и отсутствие перспектив ее повышения приводит к нежеланию талантливых молодых людей связывать свою будущую про-фессиональную деятельность с образовательными учреждениями, что при-водит к «кадровому голоду», повышенной нагрузке на работающих препо-давателей, снижению качества преподавания;
структурная перестройка промышленности, и, соответственно изменение структуры спроса на выпускников, заставляет совершенствовать содержа-тельную сторону учебного процесса с целью удовлетворения меняющихся потребностей, а все это требует затрат дополнительных интеллектуальных, материальных и других видов ресурсов;
повышение требований работодателей к уровню подготовки выпускников;
многие высшие учебные заведения являются в масштабах региона, а по от-дельным специальностям и в масштабах своего Федерального округа уни-кальными, что делает очень часто невозможным произвольное изменение направлений подготовки специалистов из-за необходимости обеспечения потребностей промышленности специалистами данного профиля;
появление платного образования, возможности зарабатывать дополнитель-ные внебюджетные средства, а вместе с этим и реальной конкуренции в высшем образовании, как в лице государственных, так и негосударствен-ных высших учебных заведений.
Для достижения целей устойчивого развития на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом выше изложенных особенностей текущей ситуации воз-никает необходимость осуществления учебным заведением несвойственных ранее для него функций, а именно функций маркетинга, распределения зарабо-танных ресурсов, стратегического и оперативного планирования, развития вуза, дополнительного образования и т. п.
Глава 3:
Планирование финансового обеспечения для учебных заведений не рас-смотрено в печатных изданиях, поэтому в каждом учебном заведении само-стоятельно ищут пути развития, объемов оказания образовательных услуг, их ресурсного обеспечения и в итоге построения финансовых планов (смет). В ООО «Институт управления» данные задачи, в частности, потребовали разра-ботки новых форм договоров, расчета себестоимости и прибыли, определение ценовой политики, становление практики платных услуг.
Планирование является одним из методов управления развитием образова-ния и важным является его методология, определяющая схему построения фи-нансовых планов и смет учебных заведений.
В этой ситуации финансовое планирование сводится к выполнению утвер-жденных смет и использованию в пределах сметы финансовых, материальных и кадровых ресурсов и их возможностей. Таким образом, мы видим, что сущест-вующая система планирования, в том числе и финансовое планирование учеб-ных заведений обладает рядом недостатков, которые сегодня пытаются решить сотрудники ООО «Институт управления». Они предлагают поэтапный переход к новой системе планирования в рамках бюджетно-хозрасчетного образования.
В условиях реформы образования возрастает роль управления и планиро-вания любым учебным заведением в связи с высокой динамичностью внешних условий, резким ограничением ресурсов на восстановление издержек, тем более на развитие учреждения и коллектива.
Каждый руководитель, начиная с ректора, кончая руководителями первич-ного звена - заведующими кафедр и старшими преподавателями, должны четко на любой момент времени знать ответ на 4 основных вопроса управления:
что делать - определить систему целей, к которым необходимо вести кол-лектив единомышленников, заранее просчитать ресурсы, необходимые для их достижения;
кто будет делать - четкое и конкретное определение исполнителей;
за что исполнители будут работать - разработка критериев оценки труда, системы стимулирования;
каким образом - определение необходимых объемов информации, ее сбор, передача заинтересованным лицам, подготовка управленческих решений, контроль за их исполнением.
За каждым вышестоящим вопросом управления стоит работа по планиро-ванию. То есть прежде чем что-то определить, нужно четко знать свои резервы и возможности. А основным принципом планирования образования должно стать обеспечение соответствия реальных финансовых ресурсов, выделяемых обществом на нужды образования из всех источников, и объема государствен-ных гарантий предоставления населению бесплатных для него образовательных услуг. Планирование должно осуществляться на основе финансовых нормати-вов на оказание определенной единицы образовательных услуг. Необходимо, чтобы нормативы отвечали реальным затратам на оказание образовательных услуг в условиях рачительного хозяйствования.
Заключение:
Подводя итоги сказанному, отметим, что десятилетиями образовательные услуги оказывались государственными образовательными учреждениями. В по-следние годы все более обострялись социальные проблемы работников образо-вательных учреждений.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности му-ниципальных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни педагогов и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение те-кущей деятельности МОУ. У образовательных учреждений нет денег на покуп-ку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового обо-рудования.
К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образова-ния, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути преж-ней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентиру-ются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образо-вательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы об-разовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.
Платные образовательные услуги оказывают практически все образова-тельные организации. Коммерческие делают это с целью получения прибыли, а некоммерческие - для того, чтобы на заработанные деньги решать социальные задачи, ради которых они созданы.
Чтобы успешно работать в выбранном направлении, нужно уметь решать управленческие задачи. Например, определить, будет ли рентабельной новая образовательная услуга из числа предложенных выше, узнать, как увеличение или уменьшение числа слушателей скажется на прибыли, и тому подобные за-дачи.