Введение:
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику важное место относится к налогам. В ус-ловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные яв-ления рынка. Налоги как вся налоговая система, является мощным инструмен-том управления экономикой в условиях рынка. Налоги всегда привлекали обо-стренное внимание не только властей (правительство) всех стран и народов, но и, разумеется, тех, кто их платил, а также науку. Такое внимание было и остает-ся оправданным, поскольку налоги это:
вычеты из доходов налогоплательщиков;
основной источник доходов современных государств;
эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочета-нии с денежно-кредитными инструментами).
Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества нало-говых льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно для российской нынешней экономики, а также препятствует инвестициям как оте-чественным, так и иностранным. Поскольку государство заинтересовано в полной уплате налогов, любая ошибка в учетной работе, повлекшая за собой недоплату налога, других обязательных платежей и вовремя не обнаруженная, может вызвать тяжелые, а часто и необратимые негативные для организаций последствия при выявлении этой ошибки проверками налогового органа. Не-стабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема ре-формы налогообложения.
Выбранная тема весьма актуальна, так как правильный (оптимальный) вы-бор налогообложения является залогом успешного решения проблем стоящих перед предприятием. ........
Глава 2:
В данной работе представляется возможным проанализировать реальную картину налогообложения предприятий малого бизнеса и соотнести получен-ные результаты с действующей и предлагаемой "упрощённой" системой нало-гообложения. Таким образом, предприятие ООО «Строймонтажсервис» вос-пользовалось этим правом и в 2003 году работало по упрощенной системе на-логообложения. Согласно Федерального закона "Об упрощенной системе нало-гообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринима-тельства", предприятие ООО «Строймонтажсервис» вело учет в книге учета доходов и расходов по упрощенной форме без применения способа двойной записи. За 2003 год предприятие отчитывалось в ИФНС УР только по одной форме № 7.
За 2003 год предприятие выплатило работникам заработную плату в сум-ме 1760 тыс.руб. и уплатило с этой суммы налоги во внебюджетные фонды 26% в сумме 678 тыс.руб. Других налогов предприятие не платило. Таким об-разом в 2003 г. было уплачено налогов на сумму 1260 тыс.руб. С 2004 г. пред-приятие ООО «Строймонтажсервис» перешло на традиционную систему нало-гообложения, так как было нарушено одно из условий перехода на упрощен-ную систему: среднесписочная численность работников на 01.01.2004 г. соста-вила 17 человек, а следовало – до 15 человек..
В связи с тем, что ряд налогов на 01.01.2004 год были отменены, предпри-ятие в 2004 г. осуществляет следующие платежи: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, единый социальный налог (ЕСН). До этих изменений предприятие также осуществляло следующие пла-тежи взносы во внебюджетные фонды, налог на содержание жилищного фонда.
Для рассмотрения сложившейся системы налогообложения в качестве объ-екта исследования взяты данные годового бухгалтерского учёта за период 2003-2005 годов (табл. 3).
Таблица 3
Основные показатели предприятия, тыс. руб.
Показатели 2003г. (упрощен-ная система н/о) 2004 год 2005 год
Валовая выручка с косвенными налогами 9504 12938
Валовая выручка без косвенных налогов 8308 7920 10782
Себестоимость реализованной продукции 7958 7513 9069
Затраты относимые на себестои-мость:
- ФОТ 1760 1748 3403
- экологический налог - 0,14
- налог на пользователей автодорог - 108
-взносы во внебюджетные фонды 678 607 1207
Валовая прибыль 407 1713
Налоги относимые на финансовый результат:
-налог на имущество 14 30
-налог на содержание жилфонда - -
НДС 1584 2156
Налогооблагаемая прибыль 8308 349 1683
Налог на прибыль 582 (един.налог) 122 404
Чистая прибыль 350 227 1279
Итого налогов и сборов 1260 2490,08 3905,14
...........
Заключение:
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять эко-номический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Нало-говым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что по-зволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего, предприятие платит пени за несвое-временную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специ-ально усложняют, чтобы получать пени от налогов.
Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все не-обходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опуб-ликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появ-ляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот на-лог правильно считать.
Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее неста-бильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются, в лучшем случае, от-дельных элементов налоговой системы ........