Введение:
Ситуация в России с потреблением наркотических средств и других психо-активных веществ детьми и подростками является тревожной и имеет выра-женную тенденцию к ухудшению. Распространение наркомании и токсикома-нии происходит нарастающими темпами, представляя серьезную угрозу здоро-вью населения, правопорядку и общественной безопасности.
За последние пять лет число детей и подростков, наблюдавшихся учреж-дениями здравоохранения по поводу употребления наркотических и токсиче-ских веществ возросло в 14 раз, количество подростков, доставленных в со-стоянии наркотического или токсического возбуждения, увеличилось в 16 раз. Высока доля преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотиче-ского возбуждения. Вызывает тревогу увеличение количества подростков, со-вершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Комитеты и службы российских регионов уделяли существенное внимание вопросам профилактики наркомании и связанной с ней преступности среди не-совершеннолетних. Расширена стационарная сеть медучреждений для оказания подросткам наркологической помощи, действуют подростковые наркологиче-ские кабинеты, психолого-медико-социальные центры, оказывающих консуль-тативную помощь детям и их родителям, функционируют семейные клубы, группы взаимопомощи больных и членов их семей. Проводятся обучающие се-минары для педагогов, психологов, сотрудников милиции.
Вместе с тем на фоне высоких темпов распространения наркомании, и в первую очередь в подростковой и молодежной среде, принимаемые меры не адекватны сложившейся ситуации, осуществляются бессистемно, недостаточно активно в антинаркотическую работу с подростками вовлекаются обществен-ные организации..........
Глава 2:
Что касается других стран, так же придерживающихся политики запретов, то мне хочется привести выдержки из статьи, представленной в Париже 25 февраля 2002 г. на Европейском коллоквиуме по кризису нормативных систем
Д-р P.D.A. Cohen (Коэн) Амстердамский Университет
Будущая политика контроля за распространением наркотиков в странах бывшего Восточного Блока.
В Западной Европе прочно укоренилась политика запретов. В 1989 г. во Франции была учреждена CELAD (Европейская комиссия по борьбе с наркоти-ками) - бюрократический орган, под покровительством которого национальные правительства стран - членов ЕЭС координируют законодательные ограниче-ния в отношении наркотиков. Организованная ранее (в 1971 г.) во Франции Группа Помпиду, работающая под прикрытием Совета Европы, по-прежнему оказывает содействие правительственным экспертам в области политики, обы-чаев, содержания тюрем и эпидемиологии, проводя регулярные совещания и преследуя те же цели, что и CELAD.
Всемирная Организация Здравоохранения создала европейское отделение ВОЗ с резеденцией в Копенгагене, которое, поскольку это касается политики борьбы с наркотиками, проявляет некоторую сдержанность в отношении к наи-более строгим традициям запретительного подхода, но не проявляет никакой заинтересованности в поиске новых способов эффективного контроля наркоти-ков вне этих традиционных путей. ООН содержит в Европе крупные бюрокра-тические организации по борьбе с наркотиками (UNICRI в Риме, UNDCP в Ве-не), а также поддерживает разработанную ВОЗ новую Программу по борьбе с наркоманией (PSA) в Женеве. Интерпол, резиденция которого находится в Лионе, также оказывает постоянное давление в направлении запретительных мер, и его влияние, как будет показано ниже, распространяется также и на вос-точные страны.
Американское Управление по борьбе с наркотиками (DEA) имеет агентов, связанных с большинством посольств США в Европе, и благодаря своему ди-пломатическому статусу, представляет собой внушительную группу давления, весьма близкую ко всем национальным правительствам. В странах Восточной Европы агентов DEA часто рассматривают как искренних и объективных экс-пертов в данной области. Действительно, когда новые восточноевропейские страны ищут помощи в области контроля над наркотиками, одна из немногих имеющихся у них возможностей состоит в том, чтобы обратиться к специали-зированным бюрократическим организациям в Западной Европе и Северной Америке. Но они не найдут там ничего, кроме людей, профессионально защи-щающих "культ" контроля над наркотиками, который принёс так много вреда, став причиной смертей и убытков. Помимо этих крупных бюрократических ор-ганизаций, само существование которых зависит от выживания и распростра-нения политики запретов, страны Восточной Европы могут обратиться за опы-том к национальным департаментам контроля за распространением наркотиков, где они найдут довольно различные точки зрения на политику в этом вопросе.
В чем же причина такого стойко сильного и тайного лоббирования проги-биционизма, иначе говоря - продвижения политики так называемой "войны с наркотиками". .....
Заключение:
К сожалению, приходится согласиться с Л. Тимофеевым, что "нам и на-шим детям предстоит жить в мире, набитом наркотиками". Фактическая кри-минализация употребления наркотиков, жесткая репрессивная политика, на-правленная не против наркобаронов, а против рядового и прежде всего молодо-го потребителя, замалчивание альтернативной информации и отсутствие неза-висимой экспертизы, запрет на лечение наркомании частнопрактикующими врачами - все это наш сегодняшний день. Даже обсуждение данной проблемы фактически незаконно. За прошедший год более 200 тысяч человек были при-влечены к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотика-ми, большинство в возрасте до 30 лет и не имеющие отношение к пресловутому сбыту в крупных размерах. Несовершенство законодательства при наличии столь сомнительного экспертного органа, как ПККН, не приводит к эффектив-ной борьбе с наркобизнесом и наркомафией. Последняя чувствует себя воль-готно и определенно имеет сильное лобби в Государственной Думе. Ведь при-нятие такого закона, который мы имеем сегодня, ей на руку. Парадоксальным образом наркомафия, как и коррумпированные госструктуры, заинтересована в усилении запрета - ведь тем самым повышается риск, а значит, и плата за него, а значит, и реальные доходы, выражающиеся в миллионах и миллиардах долла-ров.
Реальная борьба с конкретной наркомафией требует нового, усовершенст-вованного законодательства, учитывающего весь современный, в том числе и зарубежный опыт. В работе над таким законодательством должны принять уча-стие не только и не столько официальные лица, как правило, заинтересованные в усилении запрета, но независимые специалисты-практики, ученые и экспер-ты. Требуется реальная государственная поддержка специализированных ле-чебных и (главное!) реабилитационных учреждений, где больные наркоманией могли бы бесплатно и анонимно получить требуемую помощь - тогда они не будут уклоняться от нее.....