Введение:
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономи-ческих связей.
Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государ-ство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внеш-няя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Ми-нистерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.
Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинает-ся с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организа-ций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республикан-ские и региональные организации. С конца 80-х годов начали получать право не-посредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продук-ции.
Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. “О либерализации внеш-неэкономической деятельности на территории РСФСР”. В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации.
Трудности и задачи внешнеэкономических связей тесно связаны с общим экономическим положением России. Тема работы выбрана именно потому, что проблема равноправного, недискриминационного участия России в мировой тор-говле остается актуальной, несмотря на некоторые положительные сдвиги.
Глава 3:
Эти общие закономерности следовало бы учитывать при выборе наибо-лее приемлемой для России модели внешнеэкономической стратегии. Одно-временно должны приниматься во внимание специфические особенности ны-нешнего этапа развития российской экономики и роль внешнеэкономического фактора в становлении рыночного хозяйства открытого типа.
Переход России к формированию рыночной экономики открытого типа, кардинальное изменение ее геополитических позиций вследствие распада СССР создали принципиально новые условия для внешнеэкономического раз-вития страны. Последствия произошедших перемен как для экономики России, так и для ее положения в мире носят далеко неоднозначный характер.
Прежде всего, существенно возросла роль внешнеэкономического факто-ра в национальной экономике. Помимо дальнего зарубежья, внешнеэкономиче-скими стали для России хозяйственные отношения и с бывшими союзными республиками. В результате заметно усилилась зависимость страны от внеш-них рынков: экспорт по отношению к ВВП составляет более 20%, превысив соответствующие показатели США, Японии, Индии.
Радикально изменился и сам характер российской внешнеэкономической деятельности. С ликвидацией государственной монополии на внешнеэкономи-ческие операции прямой выход на внешние рынки получили десятки тысяч российских предприятий и вновь образовавшихся предпринимательских струк-тур. Для многих из них ВЭД стала неотъемлемой частью повседневной хозяй-ственной практики. Интересы хозяйствующих субъектов выступают ныне в ка-честве решающего фактора, определяющего состояние российского экспорта и импорта. В их распоряжении также концентрируется основная часть доходов от внешнеэкономических операций.
Проводимая Россией внешнеэкономическая политика явилась катализа-тором внешнеэкономических преобразований в стране. В то же время она спо-собствовала решению некоторых текущих хозяйственных задач, связанных главным образом с поддержанием «на плаву» российской экономики в услови-ях кризиса. Для производителей топлива и сырья экспорт явился одним из главных источников выживания, обеспечивающем реализацию невостребован-ной внутренним рынком продукции. За счет импорта удалось наполнить торго-вые прилавки в нашей стране разнообразными, дефицитными в прошлом това-рами.
Либерализация российских внешнеэкономических связей создала потен-циальные возможности для преодоления былой автаркии и реальной интегра-ции страны в мировое хозяйство. Конъюнктура и требования мировых рынков стали важным фактором, определяющим цены и пропорции производства, об-щехозяйственную ситуацию в стране. В международных экономических орга-низациях Россия признана страной с переходной экономикой, что облегчает ее доступ к финансовым ресурсам Запада и открывает путь к снятию практикуе-мых развитыми странами дискриминационных ограничений в торговле.
С другой стороны, сложился ряд факторов, негативно воздействующих на развитие ВЭС и осложняющих условия для равноправной интеграции в ми-ровое хозяйство.
С распадом СССР ухудшилось геоэкономическое положение России, оказавшейся отодвинутой на восток и потерявшей ряд морских портов и транспортных коммуникаций. В результате усилилась зависимость внешнетор-говых поставок от транзита. Страна вынуждена осуществлять до половины своего морского грузооборота через порты других государств (прежде всего стран Балтии и Украины). Подавляющая часть экспортируемых ею на Запад товаров, включая нефть и природный газ, транспортируется по трубопроводам, железным и автодорогам, проходящим по иностранной территории.
Заключение:
Современная практика внешнеэкономического регулирования в зарубеж-ных странах характеризуется значительной спецификой, обусловленной осо-бенностями национальной экономики и критериями экономической безопасно-сти.
Оптимальное сочетание внешнеэкономической открытости и протекцио-низма, исходя из реальных возможностей и потребностей станы - такова, оче-видно, модель для России переходного периода. При этом внешнеэкономиче-ская открытость должна представлять собой постепенный процесс, который имеет свою этапность и структурные особенности и может развиваться только в тесной увязке с общим ходом преобразований российской экономики.
Приоритет национальных интересов должен быть четко акцентирован в российской внешнеэкономической политике, которой следует стать, с одной стороны, более прагматичной, а с другой, более агрессивной в отстаивании своих интересов, т.е. фактически больше соответствующей реальным «прави-лам игры» в системе мирохозяйственных отношений.
Вряд ли следует «стесняться» более активно применять защитные меры в интересах народного хозяйства, как это делают все другие страны, особенно в трудные или переходные периоды своего развития. Применение протекциони-стских мер, включая ограничения иностранной конкуренции и поддержку соб-ственных товаропроизводителей, необходимо производить в неразрывной свя-зи с селективной структурной политики. Нереально ориентировать на экспорт одновременно все отрасли народного хозяйства: некоторые из них рациональ-но ориентировать на импортозамещение, а продукцию, выпуск которой остает-ся нерентабельным, лучше импортировать.
Однако в России, вплоть до настоящего времени, конкретные меры, от-вечающие названным требованиям структурной политики, не определены. На решениях по поддержке отраслей, предприятий, территориальных звеньев, на мерах внешнеэкономического регулирования с большой силой сказываются интересы отраслевых и иных социально-экономических группировок, а также конъюнктурные, преходящие нужды того или иного момента. Это обуславли-вает заметную неустойчивость российской экономической и внешнеэкономи-ческой политики. Из-за отсутствия целенаправленной и последовательной стратегии структурных преобразований в одних случаях лишаются необходи-мой защиты и поддержки жизненно важные и перспективные сегменты отече-ственной экономики, в других - принимаются протекционистские меры, кото-рые могут привести к серьезному ухудшению обстановки на внутреннем рын-ке, консервации технологической отсталости в защищенных от конкуренции секторах российского производства. Нередко в этих условиях «пожарные ме-ры», переход от одной крайности к другой имеют скорее негативный, нежели положительный эффект. Поэтому в системе мер, нацеленных на укрепление экономической безопасности, целесообразно отдавать предпочтение профилак-тическим мероприятиям. В то же время при возникновении реальных угроз на-до действовать решительно, быстро и последовательно, с опорой как на эконо-мические, так и на административные меры.