Курсовая практика по теме: Динамика реальных доходов населения Российской Федерации

Название работы: Динамика реальных доходов населения Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Статистика

Страниц:

27 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 5

1.1. ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД 5

1.2. ДИНАМИКА ИНДЕКСА ДЖИНИ 6

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 10

2.1. ИСТОЧНИКИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ 10

2.2. РАЗЛИЧИЯ В ДОХОДАХ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ 14

2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Выдержка:

Введение:

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование уровня жизни населения, стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода, что и определяет актуальность выбранной темы.

Существуют некоторые проблемы, связанные с обеспечением социальной защиты населения. Целью данной работы является анализ таких немаловажных проблем, как уровень жизни населения и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленных отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

В ряде регионов России экономический спад приобрел обвальный характер. Например, в Удмуртии еще в начале 90-х годов спад промышленного производства достигал 15—20% от максимального уровня, а в последние годы этот процесс усилился. Большинство наиболее промышленно развитых уральских регионов отличались наибольшим уровнем спада и усилением его темпов в 1995—1998 годах.

Глава 2:

Из таблицы 6 следует, что едва ли уместно говорить об однозначной зависимости между уровнем неравенства, соответствующим значению индекса Джини для данного региона, и уровнем среднего дохода в регионе. Таким образом, решающим фактором оказывается существующая внутри регионов межотраслевая дифференциация в оплате труда. В 12 регионах РФ из 47, вошедших в выборку, значение индекса Джини выше, чем в целом по России (34.4%). Среди этих 12 регионов 5 относятся к числу относительно богатых - Камчатка, Коми, Магаданская, Тюменская области и Саха. Три Восточно-Сибирских региона, напротив, можно считать беднейшими в Азиатской части страны - это Бурятия, Амурская и Читинская области. Наконец, еще три области также находятся в худшем положении по уровню доходов по сравнению с соседними областями в соответствующих экономических районах. Наконец, Республика Дагестан - беднейший регион РФ из числа попавших в выборку.

Крайне интересно сравнить распределение населения по доходу по децильным группам со значениями децилей, полученными для всей Российской Федерации. Так, во всех семи беднейших регионах, лидирующих по уровню неравенства в распределении доходов, не менее 25% населения попадает в первые два децильных интервала. Особенно тяжелое положение складывается в Дагестане - 80% населения попадает в эти два интервала, в Бурятии и Читинской области, соответственно, 56 и 45% населения можно отнести к беднейшим по общероссийским меркам 20%. Таким образом, в этих пяти регионах непропорционально широко представлено беднейшее население, в то время, как определенная часть населения получает доходы, соответствующие общероссийскому стандарту, в результате чего индекс Джини оказывается нетипично высоким.

С другой стороны, продолжая сопоставление распределения населения регионов по среднему доходу с общероссийским стандартом, можно отметить, что качественно иная картина складывается в богатых регионах с высоким уровнем неравенства. 81% населения Магаданской области, 73% населения Камчатки, 40-45% населения Тюменской области, республик Коми и Саха можно отнести к наиболее обеспеченным 10% населения России, если применить общероссийский стандарт.

Весьма неожиданным оказывается то обстоятельство, что группа регионов-лидеров по уровню неравенства оказывается весьма небольшой - в нее входит лишь около четверти всех регионов из числа вошедших в выборку. В нашем случае с большой вероятностью в число регионов с наибольшей дифференциацией доходов населения входят самые богатые территории (исключение составляют только Сахалинская и Кемеровская области). Вместе с тем, в число регионов с высоким уровнем неравенства доходов попадают и те более бедные территории, которые сталкиваются с наиболее серьезными структурными проблемами.

Заключение:

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются такие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

В каждой стране в конце концов складывается определенная система взаимоотношений государства и индивидуума, законодательно закрепленная в разделении роли и функций государственных и общественных институтов. Смысл любой реформы государства, общества и экономики как раз и заключается в нахождении достаточно устойчивой системы для данного государства и данного времени. В России пока мало кто понимает, что это такое — социально-ориентированная рыночная модель, поскольку ничего подобного у нас никогда не было. Да, по правде говоря, нет и предпосылок для обеспечения людям «равенства в достатке» — нет для этого экономических возможностей и опять-таки не создана соответствующая законодательная база.

Судя по всему, наиболее разрушительный период крупномасштабных реформ завершился. Переживаемый сейчас Россией момент можно назвать очередной сменой стратегии преобразования тоталитарного общества в демократическое. И эта смена обусловлена не столько экономическими, сколько социально-политическими причинами.

Похожие работы на данную тему