Введение:
Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с раз-личными затратами живого и овеществленного труда, выражаемыми в денеж-ной форме. Под себестоимостью операций, связанных с реализацией закуплен-ных товаров, понимаются расходов на продажу товаров. Это — расходы на транспортирование, хранение, доработку, фасовку товаров, заработная плата торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды со-циального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных акти-вов и др.
По экономическому содержанию не все расходы торгового предприятия включаются в расходов на продажу. Так, платежи по кредитам банков в преде-лах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе расходов на продажу. В соответствии с Положением о составе затрат себестоимость про-дукции (в торговле — расходов на продажу) представляет собой стоимостную оценку материальных, трудовых и других затрат, для целей налогообложения она корректируется с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
Действующая система учет затрат отвечает в основном интересам налого-вых органов, но не самих предприятий. Это вызывает значительные сложности для торговых предприятий по определению его затрат и выявлению реальной чистой прибыли. Затраты торгового предприятия на продажу, которые относят-ся на расходы на продажу и которые не учитываются в их составе, в совокупно-сти образуют экономические издержки, т.е. характеризуют суммарную величи-ну затрат.
Главное отличие расходов на продажу от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачи-вая средства лишь на доведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в расходы на продажу предприятия, оплачиваются из его прибыли.
Глава 3:
На этой статье не отражается себестоимость электроэнергии, потребленной холодильным оборудованием. Эту стоимость относят на статью «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров».
На статью «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» в ТД «МИР» относят: фактическую стоимость материалов (оберточ-ной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок и т.д.), потреб-ленных при обработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров; плату за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров; расхо-ды на содержание холодильного оборудования - стоимость электроэнергии, во-ды, смазочных материалов и др.; оплату услуг сторонних организаций по тех-ническому обслуживанию холодильного оборудования; фактическую себе-стоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов.
Если, приобретая товар в розничной торговой сети, покупатель оплачивает не только его цену, но и цену материала (например, полиэтиленового пакета, подарочной коробки), в которой он упакован, то стоимость этого материала в расходы на продажу не включается.
На статью «Расходы на рекламу» в ТД «МИР» относятся следующие рас-ходы: на оформление витрин, выставок, выставок-продаж; на разработку и пе-чатание рекламных изданий; на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т.д; на рекламные мероприятия через средства массовой информации; на световую и иную на-ружную рекламу; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных видеороликов и т.д.; на изготовление стендов, рек-ламных щитов, указателей; на уценку товаров, полностью или частично поте-рявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках.
Расходы на торговую рекламу, включенные в состав расходов на продажу, при налогообложении принимаются в пределах, утвержденных в установлен-ном порядке норм.
На статье «Затраты по оплате процентов за пользование займом» в ТД «МИР» отражаются: платежи по процентам за кредиты банков в пределах учет-ной ставки Центрального банка Российской Федерации плюс три пункта; затра-ты по оплате процентов по кредитам поставщиков производителей работ, услу-ги, включая оформление долгового обязательства векселями, за приобретение товаров и других материальных ценностей, проведение работ, оказание услуг сторонними организациями; другие расходы по оплате процентов за пользова-ние займами в порядке установленном законодательством Российской Федера-ции.
На статье «Потери товаров и технологические отходы» в ТД «МИР» отра-жаются: потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздуш-ных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном по-рядке.
Утвержденные нормы естественной убыли при перевозке, хранении и про-даже товаров и продуктов являются предельными. Списание товаров и продук-тов в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при при-емке или инвентаризации выявлена фактическая недостача.
Нормы технологических отходов утверждаются Комитетом Российской Федерации по торговле.
На этой статье также отражаются: убытки от недостачи и потери от порчи товаров, продуктов и сырья сверх норм естественной убыли в тех случаях, ко-гда конкретные виновники не установлены; потери от списания долгов по не-достачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого иму-щества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков. Потери и недостачи товаров и продуктов отражаются на этой статье по покупным ценам.
Основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естест-венной убыли, когда виновники не установлены или во взыскании которых от-казано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководите-лем предприятия торговли.
Заключение:
Результаты исследования проблемы учета расходов на продажу в ЗАО Торговый Дом «МИР», выполненного с использование данных работы ЗАО Торговый Дом «МИР» города Ижевска позволили вскрыть как положительные стороны работы, так и недостатки, а также разработать ряд мер по совершенст-вованию учета расходов на продажу на предприятии.
Положительные моменты в работе ЗАО Торговый Дом «МИР»:
1. Торговый Дом является одной из крупнейших коммерческих структур г.Ижевска, объединяющей 20 предприятий розничной торговли, а также имею-щей своё оптовое звено.
2. ЗАО Торговый Дом «МИР» – крупная торговая организация, где можно найти практически все типы построения организационных структур.
3. Данное предприятие объединяет в себе функции оптовой и розничной торговли, что позволяет закупать товары крупными партиями и непосредствен-но у производителей, снижая тем самым розничные цены.
4. В 2002 году произошло увеличение товарооборота на 38,7% в сравнении с 2000 годом; сократилась оборачиваемость товарных запасов на 31,2 дня; уменьшились транспортные расходы предприятия, значительно увеличился ва-ловой доход за счёт увеличения торговой наценки.
5. Бухгалтерский учет расходов на продажу на предприятии ведется в строгом соответствии с действующим в этой области законодательством.
Вместе с тем в работе ЗАО Торговый Дом «МИР» имеется ряд недостат-ков.
1. Излишняя централизованность управления предприятием приводит к недостатку полномочий для принятия решений сотрудниками среднего звена. Нет чёткой координации деятельности финансово-экономических служб, в их работе происходит дублирование.
2. Анализируя экономические показатели деятельности Торгового Дома «МИР» мы видим, что на протяжении 2001-2002 годов предприятия работало убыточно. Убыток образовался в результате увеличения расходов на продажу предприятия.
Уровень расходов на продажу в 2002 году составил 18,2%, что на 11,4% превышает данный показатель 2000 года. Это произошло за счёт реконструкции и ремонта вновь приобретённых предприятий розничной торговли.
3. Заметно ухудшилась структура товарооборота Торгового Дома, что при-вело к сокращению удельного веса промышленных товаров и автомобилей в общем товарообороте.