Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Рыночные преобразования в России потребовали радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса яви-лось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив-шего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функ-ционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Феде-рации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирова-ния бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава 2:
Расходы госбюджета - это экономические отношения, связанные с распре-делением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого го-сударства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управ-ления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на со-циально-культурные мероприятия - финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохра-нение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдель-ным слоям и категориям населения; расходы на управление - связаны с финан-сированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляю-щих управление страной. В условиях госкредита есть и расходы на обслужива-ние государственного долга; военные расходы.
Существующая классификация содержит и разделение по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяйство); по целевому назначению (расхо-ды на капвложения, в бюджетных - расходы на зарплату, капремонт, приобре-тение инвентаря); по уровням звеньев бюджетной системы или уровням управ-ления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюдже-тов).
В связи с переходом на новую бюджетную классификацию, важное значе-ние приобрела классификация расходов по функциональному признаку (объе-диняет несколько признаков). Статьи расходов:
Госуправление - финансирование Парламента, администрации Президента, Правительства, других органов исполнительной власти без отраслевых мини-стерств и ведомств, Счетной палаты - 20-25%, остальное - фискальные органы - милиция, таможня, ГНС
Заключение:
Таким образом, при выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1) бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и фи-нансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
2) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на от-дельных этапах развития общества в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
3) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1 – 3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего пре-дельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые при-вели бы к его быстрейшему сокращению;
4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообраз-ные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Рабо-та печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы де-нежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государст-венных ценных бумаг;
5) для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом. Перечислен-ные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.