Введение:
Французская республика входит в число наиболее экономически и политически развитых стран мира. Франция является демократической республикой и во главе ее стоит президент.
Когда II Мировая война в Европе уже пылала, за два месяца до вторжения германских войск во Францию, к власти в ней пришло последнее законное правительство Третьей республики - министерство Поля Рейно. Три фигуры в политике Франции с начала мая до начала июля 1940 г. играли наиболее видную роль: Поль Рейно - последний глава правительства Третьей республики, назначенный парламентом, Филипп Петэн, принявший у него власть и ставший главой вишистского государства, и Пьер Лаваль - фактический организатор фашистского переворота.
В области внутренней политики была поставлена цель значительного урезания всех демократических свобод и объективная подготовка почвы для установления диктатуры. В это время на сцену выступает новая личность - генерал Шарль де Голль. Движение «Свободная Франция» было создано генералом де Голлем в Лондоне и возглавляло борьбу французского народа за освобождение своей страны. 18 августа 1944 г. в Париже началось восстание против гитлеровской оккупации. Временное правительство де Голля было признано одновременно тремя великими державами (СССР, США, Англией).
Основная часть:
Президент Франции избирается прямыми выборами (с 1962 года). Выборы Президента производятся не позднее, чем за 20 и не раньше, чем за 35 дней до истечения полномочий Президента, состоящего в должности (Статья 7 Конституции).
Президент избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, на следующее за ним второе воскресенье назначается второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее количество голосов и снявших свои кандидатуры.
Президент Франции избирается сроком на 7 лет.
Статья 5 Конституции гласит: «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства.
Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров».
Президент получает за свою работу жалованье (200.000 франков в год), которое, по Конституции, в течение его семилетнего пребывания на посту не может быть ни увеличено ни уменьшено. Помимо этого, президенту выделяется 50.000 франков на дополнительные расходы (облагаемых налогом) и 100.000 франков (не облагаемых налогом ) на транспортные расходы. После ухода с поста президента ему выплачивается пожизненная пенсия в размере 63.000 франков в год, предоставляются и некоторые другие льготы.
Полномочия Президента во внешних делах
Президент Франции аккредитирует послов и чрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем (Статья 14 Конституции).
Президент ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их (Часть 1 Статьи 52 Конституции). Его информируют обо всех переговорах о заключении соглашений, не требующих ратификации (Часть 2 Статьи 52 Конституции).
Заключение:
Президент Франции - действительно центральная фигура в органах государственной власти французской республики. Он обладает реальной властью, способен активно воздействовать на внешнюю и внутреннюю политику страны. Данные ему Конституцией права и возможности, позволяют в необходимый момент взять на себя практически единоличную власть.
Конечно, какие-то однозначные выводы о закономерностях эволюции института президентства во Франции требуют масштабных исследований, возможно, с привлечением количественных методов. В рамках данного реферата допустимо высказать лишь предварительные соображения. Наиболее важен вопрос о тенденции роста и усиления президентской власти в послевоенный период.
Ранее в советской литературе в угоду идеологической схеме о «всеобщем кризисе капитализма» эта тенденция однозначно трактовалась как постоянная и неизменная, которая рано или поздно должна привести к созданию авторитарного режима правления. Реальные факты говорят о том, что картина совершенно иная. В середине века произошло заметное усиление политической роли Парламента, т.е. законодательной власти, в рамках системы разделения властей. В настоящее время, видимо, создание "имперского президентства", а тем более какого-то подобия авторитарного режима во Франции попросту политически невозможно. Об этом свидетельствуют множество фактов как внутри-, так и внешнеполитических.