Введение:
Одно из направлений участия государства в хозяйственном обороте – закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Высокая значимость государственных закупок обусловлена, прежде всего, их особой целевой направленностью, поскольку они нужны для удовлетворения потребностей государства, обеспечения его жизнедеятельности, выполнения государством своих функций.
Именно необходимость обеспечения государственных интересов в сфере закупок товаров и обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных нужд. Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ) .
Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд отличается двумя характерными особенностями. Во-первых, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле - продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Во-вторых, отношения по поставке товаров для государственных нужд в приоритетном перед нормами о договоре поставки и общими положениями о купле - продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК) .
С 1 января 2006г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005г. №94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” . Следует отметить, что новый Закон, с одной стороны, обеспечивает существенную либерализацию рынка государственных и муниципальных заказов, а с другой – устанавливает единые правила и порядок размещения государственных и муниципальных заказов. Кроме того, по мнению многих независимых экспертов, Закон существенно повысит прозрачность процедур размещения заказов, снизит риск коррупции, будет содействовать развитию честной конкуренции .
Таким образом, несомненна актуальность выбранной темы курсового исследования.
Объект настоящего исследования – общественные отношения, возникающие в сфере заключения договора поставки товаров для государственных нужд.
Цель исследования – рассмотрение комплексное исследование теоретико-правовых проблем, возникающих в сфере заключение договора поставки товаров для государственных нужд.
Задачи, решаемые в ходе работы:
Глава 2:
В литературе распространено мнение, что договор поставки товаров для государственных нужд представляет собой разновидность договора поставки товаров, урегулированного § 3 главы 30 ГК РФ. В частности, И.В. Елисеев утверждает, что “государственные контракты и договоры поставки для государственных нужд являются разновидностью договора поставки...” .
Необходимо различать, что служит непосредственным основанием возникновения обязательства по поставке товаров для государственных нужд: государственный контракт или заключаемый на его основе договор поставки товаров для государственных нужд. При первом варианте стороной договора является государственный заказчик, который приобретает товары не для использования их в предпринимательской деятельности, что, как правило, характерно для покупателя в договоре поставки, а для государственных нужд. Второй вариант, безусловно, предполагает в качестве покупателя по договору лицо, приобретающее товар для использования его в предпринимательской деятельности. Это подтверждает и правило ст. 530 ГК РФ, в соответствии с которым покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. Причиной отказа в данном случае может быть несоответствие такого договора предпринимательским целям покупателя. Однако и при втором варианте конечной целью приобретения товаров является их использование для государственных нужд, которые представляют собой потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ.
Особая цель использования товаров и предопределила необходимость специальной регламентации в ГК РФ поставки товаров для государственных нужд в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи.
Основанием для признания поставки товаров для государственных нужд разновидностью договора поставки послужило распространение на данные отношения правил ГК РФ о договоре поставки. Но подобным образом можно утверждать, что соответствующие отношения по поставке и контрактации являются разновидностью поставки товаров для государственных нужд, поскольку к ним применяются нормы § 4 главы 30 ГК РФ (в отношении контрактации это закреплено в п. 2 ст. 535 ГК РФ). Применение, например, правил о купле-продаже к договору мены (п. 2 ст. 567 ГК РФ) не означает, что мена является видом договора купли-продажи. Здесь имеет место быть лишь прием законодательной техники по субсидиарному регулированию одних видов договора некоторыми правилами, регламентирующими другие договоры.
Специальная нормативно-правовая база закрепляет специфику письменной формы данного договора (который обычно заключается согласно статьям 528 и 529 ГК РФ путем подписания сторонами одного документа), оплаты товаров по договору (в соответствии с п. 1 ст. 525 ГК РФ государственный заказчик обязуется не оплатить поставленные товары, а обеспечить их оплату), его субъектного состава, оснований заключения и иные особенности, отличающие поставку для государственных нужд от обычной поставки.
Несмотря на данные особенности, отношения по поставке товаров для государственных нужд во многом совпадают с отношениями, вытекающими из договора поставки, поэтому к ним применяются правила ГК РФ об этом договоре. В.В. Витрянский обоснованно утверждает, что “к отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 главы 30 ГК РФ), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК РФ)” .
Заключение:
Проведенное курсовое исследование позволило нам прийти к следующим выводам.
Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями – исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.
Особенности данного вида договора поставки заключаются в том, что государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта.
Закон детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения:
во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;
во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;