Введение
Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-продажи и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт. С самого зарождения правовой институт договора поставки использовался преимущественно для регулирования отношений государства с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Это явилось следствием того, что в середине 18 века в Российской Империи господствовал монархический строй правления, для которого характерна приоритетность интересов государства перед частными интересами. Так в Своде законов гражданским общим положениям о поставке было посвящено всего восемь статей, тогда как казённым поставкам (подрядам) — более 240 . Таким образом был предопределён высокий уровень заинтересованности и вмешательства государственной власти в нормировании отношений по поставкам, которые проявлялись до самого недавнего времени. С началом строительства социализма в СССР планово-регулирующее воздействие государства на отношения по поставке продолжало расти и сфера автономии сторон договора сужалось. И лишь в последние десятилетия 20 века наметился переход к рыночной организации экономики и, как следствие, кардинальные изменения в правовом поле, регулирующем отношения по поставке. Поставка в новом Гражданском кодексе РФ стала приобретать обычные черты нормального договора частного права, всё больше сближаясь с традиционной куплей-продажей. По сравнению со Сводом законов в действующем ГК РФ гражданскую поставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка для государственных нужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.
В настоящее время законодательное регулирование хозяйственных отношений по договору поставки осуществляется, как было выше упомянуто, новым ГК РФ. Существуют признанные стандарты коммерческого оборота, которые следует предусматривать в законе и применять в случае отсутствия иного соглашения сторон. Кодекс в этой части учитывает правила, установленные Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи товаров, участником которой является Россия, а также сложившимися в нашей стране нормы о периодах, порядке поставки, восполнении недопоставки товаров, их выборке, расчётах за поставленные товары, последствиях нарушения условий поставки.
Законодатель всё же чётко определяет границы регулирования экономики на государственном уровне и с каждым годом совершенствует законодательство в отношении поставок товаров для государственных нужд, так как государственными нуждами в Российской Федерации признаются потребности в продукции, необходимой для решения таких важных задач, как жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.
Отношения по поставке для государственных нужд регулируются правилами ГК РФ об этом виде поставки, а также общими положениями о поставке, если правилами о поставке для государственных нужд содержащимися в ст. 525-534 ГК РФ и в других законах, не установлено иное.
Для раскрытия темы дипломной работы «Договор поставки для государственных нужд» необходимо для начала уяснить, что из себя представляет договор поставки вообще; его понятие, особенности, содержание, его исполнение, ответственность сторон. Затем раскрывать содержание договора поставки товаров для государственных нужд, в котором, по моему мнению, кроются его особенности.
Глава II. Особенности договора поставки товаров для государственных нужд
1. Основания поставки товаров для государственных нужд
В соответствии со ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а так же заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).
Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счёт средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Федеральные государственные нужды — это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация .
Необходимо отметить, что законодатель чётко определяет цели поставок продукции для федеральных государственных нужд:
создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности;
обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
реализации федеральных целевых программ
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объёмы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
К отношениям по поставкам для государственных нужд в части, неурегулированной разделом Кодекса, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих правил в § 3 гл. 30 к отношениям, возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд. на основании п. 5 ст. 455 подлежат применению общие положения о купле-продаже.
Список использованной литературы
I. Законодательные и иные нормативно-правовые акты.
1. ГК РФ от 21.12.94 г. с изменениями и дополнениями.
2. ФЗ РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» № 89-ФЗ от 19.06.95 г., № 58-ФЗ от 17.03.97 г.
3. ФЗ РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд» от 2.12.94 г.
4. ФЗ РФ «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 г.
5. ФЗ РФ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.95 г.
6. Постановление Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
7. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)».
8. «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.
9. «Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.
10. «Порядок подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд», утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.
II. Специальная литература.
1. Павлов Е.В. «Договор поставки» М. 1996 г. С. 54-57.
2. Брагинский М.М., Витрянский В.В. «Договорное право. Общие положения.» М. 1997 г. С 44.
III. Судебно-арбитражная практика.
1. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.97 г. № 5332.96.
IV. Интернет ресурсы:
www.cnews.ru – информационный портал
www.yurclub.ru – юридический клуб
www.statetenders.ru – информационный портал по гозаказу
www.forum.e-management.ru – форум специалистов по госзаказу.