Введение:
Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-продажи и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт. С самого зарождения правовой институт договора поставки использовался преимущественно для регулирования отношений государства с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Это явилось следствием того, что в середине 18 века в Российской Империи господствовал монархический строй правления, для которого характерна приоритетность интересов государства перед частными интересами. Так в Своде законов гражданским общим положениям о поставке было посвящено всего восемь статей, тогда как казённым поставкам (подрядам) — более 240 . Таким образом был предопределён высокий уровень заинтересованности и вмешательства государственной власти в нормировании отношений по поставкам, которые проявлялись до самого недавнего времени. С началом строительства социализма в СССР планово-регулирующее воздействие государства на отношения по поставке продолжало расти и сфера автономии сторон договора сужалось. И лишь в последние десятилетия 20 века наметился переход к рыночной организации экономики и, как следствие, кардинальные изменения в правовом поле, регулирующем отношения по поставке. Поставка в новом Гражданском кодексе РФ стала приобретать обычные черты нормального договора частного права, всё больше сближаясь с традиционной куплей-продажей. По сравнению со Сводом законов в действующем ГК РФ гражданскую поставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка для государственных нужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.
В настоящее время законодательное регулирование хозяйственных отношений по договору поставки осуществляется, как было выше упомянуто, новым ГК РФ. Существуют признанные стандарты коммерческого оборота, которые следует предусматривать в законе и применять в случае отсутствия иного соглашения сторон. Кодекс в этой части учитывает правила, установленные Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи товаров, участником которой является Россия, а также сложившимися в нашей стране нормы о периодах, порядке поставки, восполнении недопоставки товаров, их выборке, расчётах за поставленные товары, последствиях нарушения условий поставки.
Глава 3:
Запрос котировок — это упрощенная процедура, во многом порожденная ИТ-возможностями последних лет. Это основная форма госзакупок типовых товаров на сложившемся рынке. Например, чиновники Европейского Союза и Америки имеют корпоративные кредитные карточки, которыми оплачивают покупки относительно небольших объемов — расходы на работу офиса (в том числе канцелярские и пр. товары), командировочные и т.д. Такой подход решает многие проблемы — здесь одновременно задействованы механизмы ЭЦП, удостоверения личности, и пр. Однако формулировки в новом российском законопроекте о госзакупках таких возможностей не предусматривают.
Конечно, в законопроекте предусмотрены некоторые возможности для использования электронных форм взаимодействия, но все они, как правило, «регулируются постановлениями правительства». Такой подход во многом спорный и вызывает справедливые нарекания. Если существует практика ведения госзакупок, которая хорошо себя показала, то не стоит ее регулировать специальными постановлениями правительства — необходимо сделать законодательный акт прямого действия.
Поскольку в законопроекте электронные формы взаимодействия в основном регулируются отсылочными статьями, то не нашли должного отражения вопросы регламентов и форматов представления информации в электронной форме, как, впрочем, и многое, связанное с безопасностью обмена информацией. В законопроекте необходимо прописать процедуры, связанные с безопасностью, при использовании механизмов электронного взаимодействия. Речь идет, прежде всего, о крупных подрядах, серьезных НИРовских работах, закупках для нужд ФСБ, МВД, Министерства обороны. И здесь будет явно недостаточно, как в отдельных статьях законопроекта, где прописывается возможность использования электронных систем при проведении конкурсных процедур, добавить пункт „вопросы, связанные с обеспечением безопасности, регулируются постановлением правительства“ — необходима конкретика и состыковка с существующими законами „Об ЭЦП“, „О связи“, „Об информации, информатизации и защите информации“, „О государственной тайне“ и др.».
Заключение:
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Особенности поставки товаров для государственных нужд определяются прежде всего специальным законодательством:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. ФЗ РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» в редакции от 19.06.95 г. № 89-ФЗ, от 17.03.97 г. № 58-ФЗ.
3. ФЗ РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 29.12.95 г.
4. ФЗ РФ «О государственном материальном резерве» от 29.12.95 г.
5. ФЗ РФ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.95 г.
6. Постановление правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
7. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)».
А также Указы Президента РФ в отношении поставок товаров для государственных нужд.
Принятые законы вносят экономическую и правовую определённость в отношении между производителями и потребителями, поставщиками и покупателями товаров. Распределительная система заменяется системой государственных закупок и осуществляется на контрактной основе.
2) Формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд осуществляется через заключение государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком.
3) Государственные заказчики выбирают поставщиков как на конкурентной основе, так и без проведения конкурсов.