Введение:
Данную тему – правовое регулирование поставки, рассматривали как русские, так и зарубежные ученые, но все-таки договор поставки считают традиционно российским предпринимательским договором, поскольку уже в середине 18 века он специально регулировался отечественным правом, практически не имея аналогов в зарубежных законодательствах того периода. С самого зарождения этот институт использовался преимущественно для регулирования отношений государства – казны с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах.
Выдающимися русским учеными-юристами середины и конца 19 века, внесшими большой вклад в исследование этого вопроса, были Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич, Зимилов, Бутовский, и другие. Зарубежные авторы – Гольстмен, Вильсон.
В настоящее время российские ученые уделяют особое внимание договору поставки, так как он является одним из важнейших гражданско-правовых договоров. Он чрезвычайно широко применяется в имущественном обороте: ежегодно в стране заключается до 1 млрд., договоров поставки. Договор охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей.
Значимость договора поставки определяется тем, что он регулирует процесс перехода на возмездной основе огромной массы материальных ценностей, от одних субъектов к другим. Он опосредствует, с одной стороны, акты сбыта товаров, производственных или заготовленных поставщиками, и с другой стороны, акты сбыта продовольственными и промышленными товарами, предназначенными для розничной продажи населению.
Глава 3:
Государственные заказчики определяются Правительством РФ, а по региональным государственным нуждам — органами исполнительной власти Российской Федерации. В этом качестве могут выступать органы исполнительной власти, коммерческие и некоммерческие организации, в частности специально создаваемые в этих целях продовольственные корпорации.
Исходя из федеральных и региональных потребностей, государственные заказчики не позже чем за три месяца до начала каждого года доводят до товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей-поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам. Доведенные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.
Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать условия: об объеме (количестве) закупаемой продукции, ее ассортименте и качестве, о ценах, сроках закупки и порядке расчетов. Особые правила предусмотрены в отношении цены и порядка расчетов за закупаемую продукцию. Договор считается действующим по тем ценам, которые на момент его заключения были определены в договоре, и не может быть в дальнейшем, расторгнут по инициативе одной из сторон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность порядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена форма расчетов за закупаемую сельскохозяйственную продукцию, стороны должны использовать инкассовую форму расчетов.
Определенным своеобразием отличается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договоров на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (ст. 8 Федерального закона). Во-первых, на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйственной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана уплатить контрагенту неустойку в размере пять—десять процентов от стоимости недопоставленной или соответственно не принятой продукции.
Во-вторых, несвоевременная оплата закупленной (поставленной) продукции растениеводства влечет обязанность государственного заказчика (покупателя) уплатить товаропроизводителю неустойку (пеню) в размере двух процентов от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты свыше тридцати дней — трех процентов.
Отказ государственного заказчика от закупки, предусмотренной договором сельскохозяйственной продукции, допускается только при условии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) убытков, причиненных по вине государственного заказчика.
Заключение:
Рассмотрев тему - договор поставки, подведем итоги по проделанному исследованию:
1) Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющие его в отдельный вид договора купли-продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование:
- передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна
осуществляться в обусловленный договором срок. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора;
- по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только
производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;
- имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются
товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.
Кроме того, договор поставки имеет и другие существенные отличия:
- система договорных связей при поставке зачастую сложная, и поэтому
поставщик не всегда собственник (производитель) поставляемого имущества, им может быть и посредник, реализующий покупателю товары с целью получения прибыли;