Введение:
Говоря об истории социологии, можно говорить и об истории прикладных, и о становлении эмпирических исследований, и о развитии частных (отрасле-вых) социологий. Но чаще (особенно в учебных курсах) под историей социоло-гии понимается история теоретической социологии, т.е. анализ развития "верх-них этажей" социологии, которые как правило появились гораздо раньше, чем "укорененные" в эмпирическом фундаменте этажи и возводились в ускоренном темпе. Наверное, последние обстоятельство отнюдь не случайно, так как вопре-ки мнению "эмпиристов", именно теория во многом определяет что, как, с ка-кой целью исследуется в конкретно-социологическом исследовании. Дело в том, что теоретическое социологическое знание об обществе - это область, где:
а) формирует знание об обществе как о целом, которое не возможно свести к сумме эмпирических исследований о различных его фрагментах и аспектах;
б) кристаллизуются самые общие понятия (категориальный аппарат) об обществе, которые также несводимы к результатам эмпирических исследова-ний хотя бы уже потому, что предваряют их, определяя рамки и перспективы исследований;
Глава 3:
Cоциокультурные предпосылки возникновения и становления российской социологии те же, что и в Западной Европе. Но в силу запаздывающего разви-тия в России капитализма и более сложного становления гражданского общест-ва социология формируется в нашей стране несколько позднее, чем к примеру, во Франции, Англии. Началом ее формирования можно указать середину XIX века. Более сложный переход России к обществу модерна обусловила так же и определенную маргинальность социологии в России, меньшую нежели на Запа-де востребованность, на протяжении ее.
Но наряду с особенностями, обусловленными структурными факторами, русская национальная социология имела и целый ряд особенностей, обуслов-ленных спецификой российского социального познания. Формирование этой специфики связывают с принятием Русью православия в готовой форме, т.е. уже после завершения теологических споров о догматах нового вероучения. В силу этого для национального сознания на передний план выходили проблемы реализации установлений в историй и личностно-ответственном поведении.
Этим обстоятельством была предопределена модель с/теоретизирования, проявившаяся и в XVIII в., и в XX в.
Заключение:
Современная социологическая теория (как совокупное социологическое знание) являет собою сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, ме-тодов исследования и способов описания социальных реалий.
Развитие социологического знания в XX в. может быть охарактеризовано как многомерное, как одновременное сосуществование и развитие многих кон-цепций; этот процесс носит неоднородный противоречивый и неравномерный характер. Итак плюрализм - основная черта современного социологического знания.
Как уже было сказано, в современной социологии можно выделить шесть парадигм, внутри которых насчитывается порядка десяти основных теоретиче-ских течений со множеством их вариаций. Объясняется это двумя факторами.
Первый - момент развития современного научного знания в целом. Прак-тически во всех науках существует несколько теорий - парадигм, по-различному интерпретирующих их предметную сферу. Если ранее можно было говорить о их конкуренции, то на сегодня принято говорить о принципе допол-нительности. Согласно этому принципу не возможно дать адекватное описание предмета в рамках единой теории. Существует хотя бы две парадигмы - теории исходящие из различных методологических посылок и которые в своих граница дают точное знание. Но освещение предмета происходит с одной стороны. Полное же знание возможно лишь дополнением этими теориями друг друга. (Сведения же не возможно в силу различных, не укладываемых в единое целое теоретических допущений лежащих в их основе).