Введение:
Чем объясняется то, что пьеса Горького «На дне» привлекает к себе сердца многочисленных масс читателей? Чем объяснить то, что она стала настольной книгой рабочего класса всего мира?
Ценность каждого драматургического произведения определяется, главным образом, следующими фактами: глубиной и значительностью затронутых проблем, отражением этих проблем в поступках и чувствах героев и широтой воздействия на читателя. Конечную оценку произведению выносит время: пьеса, переживающая современность, глубоко волнующая последующие поколения, принадлежит к числу лучших проявлений человеческого духа. Пьеса М.Горького «На дне» отвечает этим требованиям.
Наверное, в пьесе есть что-то особенное, к проблемам, раскрываемым в ней, неравнодушны очень многие. Именно это помогло ей выжить и не быть забытой, сквозь годы дойти до сердец зрителей всех времен.
Основная часть:
Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно-полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.
В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве "человека на личную свободу и человеческое достоинство": "Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!"
Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как "сигнал к восстанию". Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Горький понимал, что в устах спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора и отмечая, что эту речь, "кроме Сатина... некому сказать, и лучше, ярче сказать - он не может".
Своей пьесой "На дне" Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического порядка: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.
Заключение:
Знание эпохи, в которую жил писатель, его биографии и мировоззрения помогает понять его творчество. Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение - значит соотнести нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью.
Идейное богатство, эстетические ценности классического произведения русской литературы становятся достоянием только такого человека, который подготовил себя к восприятию содержания во всей его полноте.
Мир литературы - это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый, особенно на рубеже веков, где вновь вливающиеся, новое сталкивается с тем, что подчас усматривает или становиться образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои (что и происходило на рубеже XIX-XX веков). Все изменяется. И сегодня, на пороге XXI века мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения - живая память о тех писателях, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека», - пишет В. Распутин. И пусть нашей благодарной памятью художникам слова будет наше неравнодушное отношение к их творениям.