Введение
Классицисты и раньше деятельно участвовали в решении вопросов, связанных с развитием литературного языка. Но в конце XVIII и начале XIX в. борьба за создание единого национального литературного языка приняла до крайности острую форму и превратилась в актуальную проблему. Включаясь в эту полемику, один из адептов классицизма, адмирал А.С.Шишков (1745-1841 гг.), опубликовал в 1803 г. «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». В этом сочинении он справедливо критиковал манерную изысканность, жеманную перифрастичность и неоправданные галлицизмы языка сентименталистов-карамзинистов. Достоинством «Рассуждения…» Шишова было признание некоторой роли языка устной народной поэзии и просторечия в формировании общенационального языка. Однако. Нападая на прогрессивные явления в языке литературы, Шишков призывал писателей возвратиться к церковнославянскому, древнерусскому языку. Этот архаист отстаивал классическую иерархию простого, среднего и высокого слога, обособление литературного языка от разговорного, отечественного от западноевропейского.
.............
1. Беседа любителей русского слова
На рубеже XVIII-XIX веков в Петербурге известен был литературный салон Г.Р.Державина.
В этой литературной среде очень сильно были выражены патриотические настроения. Почти все члены этого кружка увлекались театром. Круг Державина-Львова, переросший потом в общество "Беседа любителей русского слова", был местом, где встречались интереснейшие люди своего времени, объединенные, прежде всего, любовью к своему Отечеству, чувствами возвышенного патриотизма.
Литературному салону Державина была близка супружеская чета Кутузовых. В этой тесной, дружеской обстановке такие люди, как супруги Кутузовы, почитались примером гражданственных и семейных добродетелей.
Собирались по воскресеньям. Обычно присутствовали И.Ф.Богданович, А.Н.Оленин, Н.А.Львов, Ф.П.Львов, П.Л.Вельяминов, В.В.Капнист (когда приезжал с Украины), баснописцы И.И.Хемницер и И.А.Крылов.
.............
Заключение
Славянофилы первые сформулировали мысль, что Россия по своим народным, историческим началам является альтернативой Западу. Эта идея впоследствии получила развитие: социалисты находили альтернативу капитализму в русской общине, консерваторы — в самодержавии, а русская философия утверждала себя в противовес Западу как антирациональная.
Мы все еще сравниваем, чтобы находить, к нашей национальной гордости или досаде, различия. Но обрабатываем данные все еще в терминах XIX века как противопоставление культурных, цивилизационных начал России и Запада. “Мы и Европа”, “Мы и Запад” — этот дискурс был основан именно в ту эпоху. И к нашему времени его развитие (или, может быть, регресс) проделало полный цикл, наматывая на эту смысловую энергему самые разнообразные идейные и исторические наслоения, в которых верхние слои, уже постсоветские, находятся в “своеобразных” отношениях с аутентичным слоем 40-х годов XIX века.
.............