Введение:
Актуальность исследования. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
В сегодняшней жизни всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов телевизоров смотрят на него и «учат жить» уродцы телепузики и Бэтмэн? Если жизнь такова, то нравственные образцы надо искать в культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. А помочь детям освоиться в мире культуры и в конечном итоге присвоить, т. е. сделать своими, нравственные ценности и идеалы человечества должна школа.
Глава 3:
Разминка
1. «Сказочная география». Команды отвечают на вопросы:
• Где стоит избушка на курьих ножках?
• На какой речке сражался Иван – крестьянский сын со змеями-чудищами?
• Какие реки текут по сказочной стране? Какие у них берега? И т.д.
2. Чей это транспорт? (Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.).
3. «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома (не менее 5 вопросов команде противника по главным приметам народной сказки).
4. Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.
5. «Бюро находок». Разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).
6. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурачка. Все, что надевается, надо назвать. (Задание дается на время.)
7. Игра «Узнайте героя сказки и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете и пр.
Следовательно, на уроках литературного чтения, мы так организовывали учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. И это была их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.
Таким образом, в течение второго года учащиеся получили нравственные представления:
• о любви к родному дому, малой родине;
• об ответствен¬ности за родных и близких, за дело, которому ты служишь;
• о деятельной любви;
• о сердечности и совестливости;
• смелости;
• коллективизме.
Заключение:
В ходе проведенного исследования на тему: «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения» мы пришил к следующим выводам.
1. Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.
2. На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.
3. Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае – «Литературного чтения» должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: ставя цель нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения, надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.