Дипломная по теме: Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Название работы: Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 8

1.1. История развития проблемы литературного чтения 8

1.2. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания младших школьников 11

1.3. Литературоведческие основы уроков литературного чтения 13

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 18

2.1. Значение уроков литературного чтения в нравственном воспитании младших школьников 18

2.2. Возможности нравственного воспитания учащихся в учебниках «Литературное чтение» В.А.Лазаревой (система Л.В.Занкова) 20

2.3. Формы организации нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения 27

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 39

3.1. Методика диагностики нравственной воспитанности школьников 39

3.2. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения по учебнику В.А. Лазаревой 41

3.3. Изучение нравственной воспитанности младших школьников 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ЛИТЕРАТУРА 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.

В сегодняшней жизни всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов телевизоров смотрят на него и «учат жить» уродцы телепузики и Бэтмэн? Если жизнь такова, то нравственные образцы надо искать в культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. А помочь детям освоиться в мире культуры и в конечном итоге присвоить, т. е. сделать своими, нравственные ценности и идеалы человечества должна школа.

Глава 3:

Разминка

1. «Сказочная география». Команды отвечают на вопросы:

• Где стоит избушка на курьих ножках?

• На какой речке сражался Иван – крестьянский сын со змеями-чудищами?

• Какие реки текут по сказочной стране? Какие у них берега? И т.д.

2. Чей это транспорт? (Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.).

3. «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома (не менее 5 вопросов команде противника по главным приметам народной сказки).

4. Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.

5. «Бюро находок». Разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).

6. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурачка. Все, что надевается, надо назвать. (Задание дается на время.)

7. Игра «Узнайте героя сказки и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете и пр.

Следовательно, на уроках литературного чтения, мы так организовывали учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. И это была их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.

Таким образом, в течение второго года учащиеся получили нравственные представления:

• о любви к родному дому, малой родине;

• об ответствен¬ности за родных и близких, за дело, которому ты служишь;

• о деятельной любви;

• о сердечности и совестливости;

• смелости;

• коллективизме.

Заключение:

В ходе проведенного исследования на тему: «Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения» мы пришил к следующим выводам.

1. Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

2. На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.

3. Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае – «Литературного чтения» должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: ставя цель нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения, надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.

Похожие работы на данную тему