Введение:
Жизненные пути гениев всегда трудны. Творчески одаренные люди пытаются понять, осмыслить свою жизнь, жизнь окружающих их людей, весь мир.
Они чаще, чем другие, задумываются над смыслом бытия, над жизнью и смертью и глубже проникают в вопросы философии.
Ведь такие люди чаще всего высокообразованны, и не только потому, что они полу¬чили высшее образование, а потому, что они высокоинтеллектуальные от природы.
Еще древнегреческие философы говорили о том, что, чем боль¬ше знаешь, тем больше страдаешь.
Потому и жизнь творческих людей по¬лна исканий и страданий.
И понять их многогранный мир, очень сложно хотя бы потому, что жизненный путь каждого из них индивидуален и не¬повторим; они совершенно не похожи на окружающих.
........
Основная часть:
Тернистым был путь Александра Блока. Его судьба полна крайно¬стей, порой даже неожиданных: мы видим жажду жизни и уныние, бешеные искания истины и разочарования, любовь и страдания. Эти крайние точки постоянно соперничают между собой, а иногда пре¬красно уживаются. Этим доказывает живой, яркий характер поэта. Ранние стихотворения А. Блока полны романтических грез, им одоле¬вают «розовые мечты» о счастливом будущем. И это неудивительно - такой пылкий настрой характерен для многих поэтов в раннем юно¬шестве. Он пишет: «я искал голубую дорогу...», искал, чтобы затем прийти по ней к заветной мечте. Но почему дорога именно голубого цвета? Может потому, что голубой цвет нежен, и потому олицетворяет собой возвышенную радость, творческий настрой. Не зря великие поэ¬ты сравнивали себя с облаками, летящими в голубом небе. Примеча¬тельно, что молодые романтики искренне верят, что их путь правилен и что они действительно, в конце концов, обретут заветную мечту, к ко¬торой постоянно стремятся. Например, Блок пишет:
Я шел к блаженству.
Путь блестел Росы вечерней красным светом...
В его стихотворениях не слышится никакого сомнения в том, что когда-нибудь может прийти разочарование, что-то может омрачить его счастье:
В моей душе любви весна.
Не сменит бурного ненастья...
Позднее, примерно в 1901—1902 годах, Блок создал гениальный цикл «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный женщине как воплощению любви и нежности. В нем он создает несколько даже мифический образ женственности. Выдуманная поэтом героиня — идеальна, и потому она является для него некоторой мечтой, своеобразным Богом. Творец создал розовую сказку и при этом пытается претворить ее в действительность:
Мне цветы и пчелы влюбленные
Рассказали не сказку-быль...
Но можно ли воздушный замок, выстроенный лишь несбывающи¬мися грезами, воплотить в жизнь, сделать материальным, ощутимым.
В этих стихотворениях очень много чувства и мис¬тики, нежности
..........
Заключение:
Отношение Блока к лидерам русского символизма лишь отчасти соответствовало блоковским оценкам мо¬дернизма и декадентства. По сути дела, Блок видел в модернизме массовую эстетическую продукцию буржу¬азной цивилизации и, не утруждая себя анализом сочи¬нений модернистов, отзывался о них чаще всего бегло и небрежно. Напротив, крупнейших русских симво¬листов Блок характеризовал каждого отдельно, незави¬симо от их принадлежности к школе, рассматривал их творчество серьезно, в общем, сочувственно, иногда — восторженно. И все же внутреннее движение, уводящее Блока от индивидуалистического искусства в целом, ма¬ло-помалу отдаляло его и от его ближайших соратни¬ков — наиболее значимых для него русских симво¬листов. И с течением времени это движение Блока, несмотря на «оглядывания», «спиральные повороты» и замедления, становилось все более и более заметным..............