Введение:
Происходящие в России процессы укрепления государственности ак-тивизировали администрирование управленческой деятельности в финансо-во-бюджетной, правовой, управленческой и контрольной сферах, что актуа-лизировало поиск эффективных механизмов государственного контроля для обеспечения социально-экономического развития страны, усиления вертика-ли власти, экономической безопасности и соблюдения принципов законно-сти.
Факторами, вызывающими необходимость развития государственного контроля в современных условиях, являются: наличие глобальных проблем, решение которых нуждается в разработке научно обоснованной государст-венной политики с применением контроля; постоянное развитие экономики регионов в направлении повышения эффективности управления, производст-ва и качества работы, что объективно требует совершенствования научно-практических основ контроля; потребности государственного управления (совершенствование контрольной деятельности, методов и техники контро-ля). Поэтому создание единых критериев проведения, обобщения и планиро-вания контрольных мероприятий для всех субъектов государственного управления и контроля является необходимым условием повышения его эф-фективности.
Глава 2:
Вызывает сомнение и обоснованность текущего контроля в качестве самостоятельного вида (формы) контроля, так как если в основу классифика-ции по данным факторам положить разновременность совершения контроль-ных действий по сравнению с движением материальных ценностей и денеж-ных средств, то вряд ли можно согласиться с наличием указанного контроля. Признание этого критерия исключает наличие текущего контроля и свиде-тельствует об отношении любых действий со стороны контрольных органов либо к предварительному, либо к последующему контролю.
Последующий контроль охватывает хозяйственную и финансовую дея-тельность на всех уровнях управления за истекший период. Основное его со-держание - проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохранности собственности, законности управленческих решений и т.д. В специальной литературе распространена трактовка последующего контроля как вида внешнего контроля - внутриведомственного и межведомственного. С такой позицией согласиться нельзя, так как последующий контроль являет-ся неотъемлемой частью не только внешнего, но и внутрихозяйственного бухгалтерского контроля. Последующий контроль, отличающийся углублен-ным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, по-зволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.
К методам контроля относятся конкретные способы (приемы), приме-няемые при осуществлении контрольных функций. Методами финансового контроля являются: счетная проверка балансов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, документальная ревизия и т.д. Каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация, восста-новление количественного учета, контрольное сличение и др. Финансово-хозяйственный контроль как система специальных знаний возник на стыке ряда экономических наук: бухгалтерского учета, экономического анализа, финансов и менеджмента. Однако, вобрав в себя и синтезировав их достиже-ния в области контроля экономической деятельности предприятий, организа-ций различных отраслей, финансово-хозяйственный контроль выступает как качественно новая наука, имеющая свой предмет, метод и специфические ме-тодические (технические) приемы исследования.
Заключение:
В ходе проведенного исследования можно обобщить ряд выводов. Фи-нансовая безопасность государства - основное условие его способности осу-ществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответ-ствии со своими национальными интересами.
Государственный финансовый контроль это регламентированная нор-мами права деятельность государственных органов власти и управления по контролю за своевременностью и точностью финансового планирования , обоснованностью и полнотой поступления и движения государственных фи-нансовых и материальных средств, правильности и эффективности их ис-пользования. Он осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, распределения (перераспределения) и исполь-зования фондов денежных средств и направлен на проверку соблюдения фи-нансового законодательства и целесообразности деятельности всех органов власти.