Введение:
Планирование - это одна из функций управления, которая представляет со-бой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс планирования является тем зонтиком, под которым укры-ваются все управленческие функции, не используя преимущества стратегиче-ского планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия, что обуславливает актуальность темы данной работы.
Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами орга-низации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стра-не, можно отметить, что планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как меж-ду собой так и с иностранными корпорациями.
Целью данной работы является анализ набора действий и решений, пред-принятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса планирования:
- распределение ресурсов
- адаптация к внешней среде
- внутренняя координация
- организационное стратегическое предвидение
В понятие “планирование” входит определение целей и путей их достиже-ния. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по та-ким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Глава 2:
Отвечая на вопрос, почему промышленные предприятия приглашают ком-пании для проведения проектов по автоматизации, можно выделить три разных подхода:
- "Автоматизация ради автоматизации" - на компьютере все будет быстрее, проще и удобнее. Такой подход свойственен "фанатам" от информацион-ных технологий и часто практикуется отделами АСУ;
- руководство предприятия понимает, что организация бизнеса не соответ-ствует предъявляемым требованиям, но не знает, в чем заключаются кон-кретные проблемы, или не может их сформулировать;
- есть конкретные проблемы в организации бизнеса, которые надо решить, и руководство предприятия их отлично видит.
Разумеется, это далеко не полный перечень. Однако, как показывает прак-тика, принимая решение об автоматизации, руководители большинства пред-приятия руководствуются соображениями, которые так или иначе сводятся к одному из вышеперечисленных.
Начиная автоматизацию, предприятие ставит цели проведения проекта, пользуясь одним из трех перечисленных подходов. В случае, если предприятие понимает конкретные проблемы, постановка задачи проекта отражают реаль-ные потребности бизнеса. В остальных случаях цели совершенствования бизне-са подменяются желанием внедрить какую-либо информационную систему, как панацею от всех проблем. К сожалению, последние варианты встречаются при проведении 90% проектов. Как следствие, внедрение ИС занимает бесконечное время и ни к чему не приводит. И это не потому, что она плоха, а потому, что методике ее использования сохранены и зафиксированы все проблемы органи-зации работы предприятия.
Из всего вышеизложенного вытекает вопрос: как еще перед началом работ по проекту определить реальные потребности бизнеса, обозначить основные проблемы, понять какое решение Вам предлагают - ориентированное на реше-ние ваших проблем или на внедрение системы? Ответ один: поговорите с пред-ставителями компании, которые будут с вами работать. Если разговор начина-ется с используемых инструментальных средств и технической реализации – значит, Вам предлагают решение, ориентированное на внедрение технологии. Если же специалисты компании прежде всего пытаются понять проблемы Ва-шего бизнеса и имеют опыт реальной работы по его организации - значит вам предлагают проект, ориентированный на решение ваших проблем.
Именно такой предметно-ориентированный подход практикует компания "Информконтакт" при проведении работ на любом предприятии. Компания не просто предлагает проекты по автоматизации предприятий, она предлагает проекты по реорганизации работы предприятия с использованием информаци-онных систем в качестве инструментария для достижения поставленных целей.
Отличие проблемно ориентированного подхода к проведению работ мож-но представить следующим образом. Обычно работы проводятся по простей-шей схеме:
- берем одну из представленных на рынке технологий и соответствующие ей инструментальные средства;
Заключение:
Таким образом, выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути дея-тельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения постав-ленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стра-тегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разра-ботка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент пред-полагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в за-висимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочета-ние этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство орга-низации в развитых странах. Для него характерно установление целей от дос-тигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных от-раслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уро-вень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориен-тации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:
- ликвидация (полная распродажа материальных запасов и активов органи-зации);
- отчисление лишнего (отделение фирмами некоторых своих подразделе-ний или видов деятельности);
- сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство долж-но обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность ор-ганизации.