Введение:
За несколько лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых пред-приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых ком-паний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении «Исследование о приро-де и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообло-жения всеобщность, справедливость, определённость и удобность.
С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропа-ганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соот-ветствующая государственная программа.
Целью настоящей работы является исследование налоговой политики го-сударства. В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
анализ теоретических положений налогообложения;
исследование особенностей налогообложения;
сравнительный анализ принципов налогообложения.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практи-ческих проблем налогообложения на основе реализации комплексного подхо-да.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера, ка-сающиеся налогообложения.
Глава 2:
Понятие налоговой системы является одним из определяющих понятий науки о налогах, оно не описывается ни в части 1 Налогового кодекса РФ, ни в современной редакции закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Это понятие было определенно в законе РФ "Об основах налоговой систе-мы РФ", в редакции, действовавшей до 1999 года.
В статье 2 этого закона указывается, что "совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".
Как совокупность налогов трактует налоговую систему ряд экономистов.
Так, Черник Д.К. в своей книге "Налоги" (М, 1997) пишет - "Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны".
В учебнике "Бюджетная система РФ", изданном под редакцией профессора Романовского М.В. отмечается, что налоговая система - совокупность и струк-тура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в за-конодательном порядке.
В.К. Бабаев в монографии "Государственная Налоговая Система" (Нижний Новгород, 1995) определят налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимае-мых в установленном порядке.
Таким образом, понятие налоговая система, по существу, заменяется сис-темой налогов.
Несомненно, важнейшим элементом налоговой системы является налоги и обязательные платежи, установленные в государстве, но налоговая система, как понятие не ограничивается только ими.
Налоговая система государства должна рассматриваться как система взаи-мосвязанных элементов, отражающих налоговые отношения.
Известный ученый в области налогового права А.В. Брызгалин так же счи-тает, что определение налоговая система, как было дано в законе об основах налоговой системы, недостаточно. Оно не включает ряд элементов, которые формируют налоговую систему любого государства, в частности:
систему налоговых органов;
систему и принципы налогового законодательства;
принципы налоговой политики;
формы и методы налогового контроля;
порядок и условия налогового права и др.
Он соглашается с другим известным в области налогового права ученым С.Г. Пепеляевым, который в учебно-методическом пособии "Основы налогово-го права" (М, 1995), характеризует налоговую систему как совокупность суще-ствующих в данный момент в конкретном государстве существующих условий налогообложения. К ним С.Г. Пепеляев относит:
порядок установления и ввода в действие налогов;
виды налогов;
порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;
права и обязанности налогоплательщиков;
формы и методы налогового контроля;
ответственность участников налоговых отношений;
способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Исходя из этих посылок, элементами налоговой системы можно назвать следующие:
1.Система налогов - совокупность установленных налогов, сборов и дру-гих обязательных платежей в государственный бюджет и иные государствен-ные фонды.
2.Система налоговых органов.
Согласно Налоговому кодексу РФ (ч.1 ст.30), налоговыми органами в РФ являются органы министерства РФ по налогам и сборам - правопреемник ГНС. В систему налоговых органов входят:
Заключение:
Многие противоречия налоговых систем могут быть сняты, если рассмат-ривать налоги не с точки зрения перераспределения произведенного прибавоч-ного продукта между его производителем и обществом, а с точки зрения платы отдельных членов общества за ресурсы, принадлежащие всему обществу.
Остается только выбрать те ресурсы, уровень потребления которых харак-теризует экономическое развитие, а эффективность использования определяет эффективность производства. При современном уровне технологического раз-вития общества таких ресурсов может быть два: это энергетические ресурсы и трудовые ресурсы.
Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративно-го устройства России. Доходы бюджетов большинства субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и в меньшей степени - трансфертов из федерального бюджета, а не собственных налогов. Это негативно сказывается на социально-экономическом развитии ре-гионов и провоцирует налоговый сепаратизм.
Некоторые экономисты видят главную причину неэффективности налого-вой системы в том, что она построена на основе собственной отчетности нало-гоплательщиков об их доходах, поэтому чрезвычайно громоздка. Налоговые службы успевают проверять не более 1,5-2% налогоплательщиков. Низкая ве-роятность проверки и умеренные санкции за нарушения провоцируют граждан и предприятия искажать отчетность, скрывать доходы. Налоговые нарушения стали нормой экономического поведения. Между тем укрытый от налогообло-жения капитал крайне сложно вернуть в производственную сферу даже при же-лании владельцев: поскольку инвестиции стали необычным явлением, они сра-зу привлекают внимание налоговых органов к источнику средств.
Все эти проблемы говорят о кризисе налоговой системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса и ее реформа крайне необ-ходима. Большинство экспертов согласно с тем, что необходимо внести сле-дующие изменения в налоговую систему.