Введение:
Во времена административно-командной экономики в нашей стране под бизнесом обычно понимали деятельность людей в странах с развитой рыночной экономикой, где отношения между людьми окутаны фетишизмом денег, стро-ятся исключительно на чистогане, который руководит их умом, совестью и че-стью. Естественно, что это отражалось на сознании советских граждан, на их негативных оценках бизнеса. Хозяйственно-правовое законодательство запре-щало занятие предпринимательством и преследовало эти виды деятельности вплоть до уголовной ответственности.
Несомненно, устоявшееся в сознании некоторых людей представление о бизнесе, как стремлении любым способом (дозволенным или недозволенным) получить наживу (прибыль, доход), отражает существующее положение и именно доход является непосредственной целью любого бизнесмена. Несо-мненно и то, что криминальный элемент в поведении, действиях, взаимных от-ношениях бизнесменов присутствует в различной степени в различных странах.
Доход является непосредственной целью бизнеса. Но бизнесмен понимает (и действует в соответствии с этим пониманием), что получить доход можно лишь удовлетворяя потребности своих клиентов (покупателей), производя не-обходимые товары, работы, услуги. Самое первое и самое простое определение бизнеса можно дать, отталкиваясь от этимологии термина. Бизнес – это дело. Исторически "дело" и было тождественно "бизнесу". Бизнес – это не только само дело, а деловые отношения между людьми, участниками дела. Принимая участие в деле, люди являются деловыми людьми, или бизнесменами.
В экономике "дела" так или иначе связаны с производством продукции (товаров, работ и услуг) и ее движением в сферу потребления. Процесс воспро-изводства характеризуется многочисленными эпизодами хозяйственной жизни в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Деятельность любого субъекта производственных отношений на первый взгляд его личное "дело", но в действительности он участвует в общественном процессе взаимного обмена деятельностью и результатами деятельности. Об-мен "делами", деловой контакт (сделка) – проявление в жизни взаимного обме-на действительностью, имеющую место при всякой форме общественного про-изводства.
В рыночной экономике родовые черты бизнеса приобретают видовые при-знаки, отражающие особенности хозяйствования на рыночной основе. В ры-ночной экономике бизнес получает наиболее полное свое развитие, обуслов-ленное развитием товарно- денежных отношений, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Глава 2:
Российская экономика, с точки зрения собственности, формируется как смешанная, то есть определенная часть или сектор народного хозяйства при-надлежит и управляется учрежденными правительством или местными, муни-ципальными органами власти организациями. Другая – частными гражданами (индивидуально или коллективно).
Общественный сектор включает в себя:
министерства, учреждения социального обеспечения, государственные учебные учреждения и т.п.
муниципальные и государственные кооперативы, акционерные общества с участием государства
национализированные отрасли промышленности
Частный сектор включает в себя:
1. Хозяйственные товарищества в форме:
полного товарищества
товарищества на вере (коммандитного товарищества)
2. Хозяйственные общества в форме:
акционерных обществ
обществ с ограниченной ответственностью
обществ с дополнительной ответственностью
дочерние и зависимые общества
3. Производственные кооперативы
4. Индивидуальное предпринимательство
Предприятия частного сектора (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы) являются коммерческими предприятиями.
Их уставный капитал разделен на доли (вклады) между учредителями. Де-нежная оценка вклада участника подлежит независимой экспертной оценке.
Участниками хозяйственных товариществ могут быть:
индивидуальные предприниматели
коммерческие организации
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товарищества на вере могут быть вкладчики и юридические лица. В случаях, предусмотренных зако-ном, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое стано-вится его единственным участником.
Хозяйственные товарищества и общества можно рассматривать как объе-динение предпринимателей, которое помогает им:
укрепить финансовую базу
свести в единое целое потенциалы отдельных предпринимателей
В зависимости от характера объединения можно выделить:
товарищества – объединение лиц, лично участвующих в делах фирмы
общества – объединение капиталов, не требующих личного участия в де-лах фирмы
В зависимости от степени ответственности участников объединения по обязательствам последнего различают:
полная ответственность (всем своим имуществом)
Заключение:
Деловые интересы субъектов экономики проявляются не только посредст-вом их эгоистических притязаний. Последние лишь один из мотивов поведения людей в сфере бизнеса. Другим мотивом является общественные притязания тех же субъектов.
Общественные притязания в сфере бизнеса обусловлены необходимостью постоянного обмена деятельностью между ними. С развитием общественного разделения труда производители продукта и его конечные потребители не сов-падают, поэтому процесс материального производства (и сферы услуг) оказы-вается подчиненным потребностям не самого производителя, а других членов общества. Поэтому бизнес и имеет значение общественно-полезной деятельно-сти.
Наряду с эгоистическими побудительными мотивами, отражающими част-ные устремления людей существуют общественные побудительные мотивы.
В самом широком виде они обусловлены тем, что субъекты экономики должны (стремятся) произвести такую продукцию или услуги, которые пользо-вались бы спросом у других субъектов экономики.
Фактически, при широком разделении труда, они работают друг для друга.
Бизнес - противоречивое явление. В нем проявляются противоречия между людьми, каждый из которых, вступая в сделку, отстаивает не только свои част-ные интересы, но и отстаивает интересы общества как единого целого, т.к. вне общества его деятельность невозможна.