Введение:
Важнейшая задача современной педагогики - формирование гуманного человека.
Важнейшим условием целенаправленного формирования личности ребенка - человека гуманного - является создание в ней гуманистической воспитательной системы, целью, объектом, субъектом и результатом функционирования которой является личность ребенка, развивающегося не только как человек разумный, созидающий, играющий, общественный, но и человек гуманный.
Таким образом, цель внеклассной работы в школе, как и общества в целом - создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям - Человек, Семья, Отечество, Культура.
Какие основные идеи лежат в основе построения системы внеклассной работы в школе?
1 - личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка.
2 - единство воспитания, общения и развития - важнейшее условие формирования целостной личности;
3 - организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основа внеклассной работы;
4 - гуманизация межличностных отношений: "ученик - ученик", "ученик - педагог", "педагог - родители", в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
5 - эстетическая организация среды - важнейшее условие повышения эффективности внеклассной работы;
6 - средовый подход в воспитании. Создание таких альтернативных среде условий жизни молодых, которые давали бы им возможность адекватно оценивать среду, выработать у них правильное отношение к ней.
Конкретные цели:
- создание школы как содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами. деятельностью гуманными отношениями к окружающему миру;
- формирование культуры общения;
- выявление и развитие творческого потенциала и природных задатков каждого ребенка;
Глава 4:
В средней школе при обучении английскому языку возможности изучения языка одновременно с изучением национальной культуры, к сожалению, используются не в полной мере. Отсутствие достоверных источников о странах, с которых говорят на английском языке, приводит к тому, что убеждение учащихся формируются на основе канонических текстов, и их высказывания являются не столько результатом размышления, сколько результатом неосведомленности и отсутствием достоверной информации о национальной культуре таких стран.
4.1. Дружеские встречи с носителями английского языка
Цели встреч с носителями языка:
1. Оптимизировать словарный запас по английскому языку за счет включения в него социокультурного компонента.
2. Углубить лингвострановедческие знания учащихся, а так же сформировать у них навыки и умения оперирования языковым и страноведческим материалом, навыки и умения речевого и неречевого поведения.
3. Повысить мотивацию изучения английского языка учащимися.
4.2. Возможный план проведения пяти внеклассных занятий по английскому языку с целью повысить лингвострановедческие знания учащихся
На первом занятии - «Лингвистика - что это такое? Языки мира» учащиеся должны ознакомиться с понятием «лингвистика» и «языками мира» (сколько всего языков на земном шаре и в каких странах говорят по-английски).
Нужно рассказать учащимся об истории развития этой науки, о ее основных направлениях и о самой важной задаче лингвистов - составлении языковой карты мира.
Языковая карта мира должна быть представлена наглядно, чтобы учащиеся могли узнать, что в мире существует около 3000 языков. Точного числа языков не установлено, так как не все районы Земли еще достаточно изучены, ученые постоянно обнаруживают новые племена и народы, говорящие на не известных науке языках. Особенно часто такие открытия совершаются в Африке, Австралии, Южной Америке.
Одни языки отмирают, другие развиваются из диалектов и становятся самостоятельными.
Поскольку дети изучают английский язык, то им было очень интересно узнать в каких странах говорят по-английски. На карте нужно показывать страны и говорить, где английский является государственным языком, и где живут люди - носители данного языка.
Тема второго занятия: «Слова - ложные друзья» В задачи этого занятия входит формирование у учащихся понимания значимости социокультурного фона для правильного словоупотребления. Рекомендуется дать учащимся список из нескольких слов, значение которых неоднозначно и не допускает прямого перевода на русский.
На третьем занятии ученики должны познакомиться с безэквивалентной и фоновой лексикой. Нужно дать определение этим понятиям, привести несколько примеров и попросить учащихся самих придумать примеры на английском языке.
Четвертое занятие - самое важное. На нем нужно познакомить учащихся с невербальными языками - мимикой, жестами и позами коммуникантов Европы.
Заключение:
Практика преподавания английского языка показывает, что учащиеся с неизменным интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников и т. п.
При этом необходимо тщательно отбирать материал, т. к. перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.
Оптимально отобранный материал для внеклассной работы укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся.
Использование во внеклассной работе по английскому языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.