ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в последние годы процессы интеграции России в мировое сообщество охватили все сферы нашей жизни. Расширились контакты с зару-бежными странами, появилась возможность общения с другими народами на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и т.д.). Это, в свою очередь, вызвало необходимость изучения ино-странных языков.
Общение на любом языке требует большого словарного запаса и знания «техники» языка. Данное обстоятельство требует поиска педагогами новых приёмов, позволяющих обучаемым эффективно и качественно, а главное с ин-тересом изучать иностранные языки.
Проблема изучения английского языка достаточно широко рассматрива-ется в отечественной педагогической литературе, в которой существуют раз-личные подходы: описываются этапы становления учебно-воспитательного процесса; отмечается сопряженность работы преподавателей с обучающим прост¬ранством и его временными характерис¬тиками; отмечается возрастающая роль изучения иностранных языков в социализации молодежи; указываются основные формы организации изучения английского языка; описываются со-временные подходы к обучению, новые формы, методы и т.д.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что, несмотря на, казалось бы, достаточную «освещенность» исследуемой проблемы, препо-даватели зачастую не могут выбрать необходимую направленность работы по изучению иностранных языков. Это приводит к потере времени, интереса обу-чаемых и ухудшению отношений преподавателей и обучаемых.
За последние годы методическая работа по изучению иностранного языка значительно оживилась. Это связано с тем, что преподаватели с каждым годом все отчетливее осознают значение иностранных языков в современных услови-ях. Знание иностранного языка способствует лучшему усвоению многих учеб-ных предметов, связанных, в первую очередь с компьютеризацией образования
и, в определенной мере, становится фундаментом всего процесса обучения.
Вместе с тем, организуя работу по изучению иностранного языка, от-дельные педагоги испытывают большие трудности: одни из них не знают, с че-го начинать и как проводить занятия, другие затрудняются в подборе материа-ла, а третьи не учитывают специфики работы по контролю знаний и умений обучаемых.
Цель работы: исследование интенсивного метода обучения английскому языку учащихся старших классов средней школы.
Задачи работы:
1. Изучить цели и задачи интенсивного метода обучения английскому языку.
2. Охарактеризовать программу интенсивного метода обучения англий-скому языку.
3. Выявить эффективность использования технических средств для ин-тенсификации учебного процесса.
4. Провести педагогический эксперимент по использованию элементов интенсивной методики в процессе обучения иностранному языку старших школьников.
Как известно, процесс обучения иностранного языка – чрезвычайно мно-гоплановы и в формате одной работы по понятным причинам не представляется возможным исследовать весь спектр интенсивного метода обучения. Поэтому в практической части работы будет использован такой элемент обучения, как контроль за знаниями английского языка.
Предмет исследования: процесс изучения английского языка посредст-вом интенсивной методикой обучения.
Объектом исследования является работа по изучению английского языка в школе №.
Гипотеза исследования: использование технических средств для интен-сификации контроля знаний языка является действенным механизмом ускорен-ного формирования знаний английского.
2.1. Методологический подход к организации процесса контроля
за усвоением знаний, умений и навыков по английскому языку
Традиционно считается, что в ходе контроля над учебной деятельностью проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений и навыков установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реак-цию на степень и качество этого соответствия, т.е., в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общест-венности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обще-стве и на данном этапе его развития это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебно-го материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успевае-мости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходи-мых, как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мысли-тельных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возмож-ность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расши-рить, а какое исключить из учебной программы.
Список использованной литературы
1. Аблам С.Б. Использование лингафонных кабинетов в обучении иностранным языкам. – М., 1983.
2. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - Иностранные языки в школе, 1989, № 2, № 3.
3. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. - Иностранные языки в школе, 1995, № 4.
4. Елухина Н.В. О включении элементов интенсивного обучения в преподавании иностранного языка в средней школе. - Иностранные языки в школе, 1990 - № 6.
5. Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку. – М.: 1979 г.
6. Карпов К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. – М., 1991.
7. Китайгородская Г.А. Интенсивный курс. Научно-методическое пособие для преподавателей. - М., 1979.
8. Китайгородская Г.А. Введение нового материала как элемент суггестопедической структуры учебного процесса//Методы интенсивного обучения иностранным языкам”. Вып.1. - М., 1973.
9. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, 1980. - № 2.
10. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения. - М., 1986.
11. Китайгородская Г.А. Создан проблемный совет по интенсивным методам обучения иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, 1976. - № 3.
12. Китайгородская Г.А. Французский язык. - М., 1992.
13. Китайгородская Г.А., Леонтьев А.А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение//Методика и психология интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1981.
14. Ковалевский М. Т. Система лабораторных упражнений с магнитофо¬ном и ее роль в формировании навыков устной речи//Иностранные языки в школе», 1995.
15. Леонтьев А.А. Некоторые психолингвистические аспекты начального этапа процесса овладения языком//Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. - М., 1976.
16. Леонтьев А.А. Социальная психология и обучение иностранным языкам// Иностранные языки в школе, 1976. - № 2.
17. Либерман А.С. Магнитофон на уроке//Иностранные языки в шко¬ле, 1993. - № 5.
18. Лозанов Г. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам//Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1977.
19. Ляховицкий М. В. Работа с магнитофоном при обучении иностран¬ным языкам. Пособие для учителей. М., 1996.
20. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М., 1981.
21. Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения по методу активизации резервных возможностей личности учащегося//Активизация учебной деятельности. - М., 1981.
22. Михайлова О.Э. Общая методика обучения иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов. – М.: 1975 г.
23. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.В. Интенсивные методы обучения и средняя школа. - Иностранные языки в школе, 1991. - № 1.
24. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М., 1996.
25. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. – М., 1981.