ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью. Отсутствие активных социальных контактов может привести не только к недоразвитию эмоциональной сферы ребёнка, но и к снижению уровня активности взрослого.
В процессе общения, под влиянием окружающих, не просто происходит овладение миром человеческой культуры, развития произвольности психических процессов. Формируются и более глобальные составляющие психической жизни человека: его самооценка, осознание собственного «Я» и ощущение его тождественности, осваиваются приёмы противопоставления себя как единого целого другим людям, нарабатываются критерии отношений к ним и т.п.
А учитывая, что личность во многом формируется и развивается именно в семейной среде, исследование межличностных отношений в этой «ячейке общества» приобретает дополнительную значимость. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Целью данной дипломной работы является анализ межличностных отношений в семье.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть исследование межличностных отношений в психологии.
3. Проанализировать межличностные отношения в семье.
4. провести эмпирическое исследование супружеских конфликтов.
Предмет исследования: анализ межличностных отношений в семье.
Объект исследования: индивиды в процессе межличностных отношений в семье.
Гипотеза: в однонациональных семьях супружеский конфликт протекает в условиях меньшей общей удовлетворённости браком, чем в разнонациональных семьях.
2.4. Взаимоотношения между родственниками
Почему мы становимся все более жесткими, а порой вредными, грубыми, обозленными? Многое объясняется тем, что семья ограничилась в размерах, стала малочисленной. В ней ощущается недостаток гуманистического опыта, т. е. навыков сотрудничества, терпения, уважения другого человека. В прежние времена этот опыт приобретался прежде всего в многопоколенной и многодетной семье, где существовали различные по длине и содержанию «цепочки» родственных взаимоотношений. Контакты детей со взрослыми были непосредственными, интенсивными и разнонаправленными, поскольку дети параллельно общались с родными и двоюродными братьями и сестрами, старшими членами семьи разного пола и возраста. [30, с. 311].
Обилие человеческих образов - весьма существенное психологическое обстоятельство детства, особенно в период активного подражательства. А наличие кровной связи между членами семьи предполагало обязательное принятие «Я» другого человека, что вырабатывало привычку проявлять терпение, прощать, быть великодушным.
В составе нынешней семьи обычно родители и дети, редко еще дедушка с бабушкой. Следовательно, «цепочки» взаимодействия ограничены, контакты мало варьируются, уменьшается опыт упреждения реакций партнеров по общению, эффектов взаимодействия, а главное, уменьшается привычка обязательного принятия Я другого человека. Общение с посторонними людьми дает гораздо меньший гуманистический опыт, ибо оно предполагает значительную психологическую дистанцию партнеров, поверхностность контактов, исполнение предписанных функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.
2. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, ДРОФА, 1999. - 456 с.
3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.
4. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. - 317 с.
5. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. – М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.
6. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. М., МИР, 1990.-313 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.-450 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., ДРОФА,- 1984.- 385 с.
9. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика, 1986 . – 240 с.
11. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.
12. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
13. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997. - 311 с.
14. Кривцова С. В. Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Генезис, 1997. - 447 с.
15. Кулганов В. А., Юнацкевич . И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 1994.
16. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., ДРОФА, 1993.- 289 с.
17. Лергамов Е.К. Подросток. Минск, 1996. - 413 с.
18. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., Высшая школа, 1994. - 358 с.
19. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. - 230 с.
20. Леонтьев. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика , 1983 . – т 1. - 429 с.
21. Люблинская А.А. Детская психология, - М: Просвещение, 1971. - 259 с.
22. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.
23. Мудрки А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1976. - 219 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., ДРОФА, 1997. – 256 с.
25. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960. - 323 с.
26. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 1999. - 217 с.
27. Немов Р. С. Психология т. 3 – М.: Владос, 1998. - 467 с.
28. Нестерова С. Формы и методы организации психологической помощи подросткам. Журнал практического психолога № 12 – М., 1999.
29. Протасова Н. И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних. – Астрахань АГПУ 2000. - 197 с.
30. Психология педагогического общения / И. В. Страхов. Саратов, 1980 - 459 с.
31. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара. Изд. Дом Бахарах, 1998. - 349 с.
32. Ремщмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. - 411 с.
33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2.- М.: ВЛАДОС, 1999.-476с.
34. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.
35. Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика-ПРЕСС, 2003.- 192с.
36. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. – М.: Рось, 2001.-173с.
37. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995. -230с.
38. Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та.. - 1984. - N2. - C.54-61.
39. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991.-104с.
40. Супружеская жизнь: гармония и конфликты /Под редакцией Богдановича Л.А.- М.: Профиздат, 1990. - 176с.
41. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.:ВЕДИ, 2003. 580с.
42. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., Наука, 1994. -60с.
43. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., Наука, 1995. -420с.
44. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье», 1991. -455с.
45. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».1999. -530с.
46. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 1989.-80с.
47. Яковлев И.А. Мир семьи. М., «Издательство АСТ» 2001.