Интеллектуальную собственность следует понимать как многоплановое социальное явление, в котором тесно переплетаются духовные и материальные начала. Отсюда - двуединая природа интеллектуальной собственности, проявляющаяся в единстве частного (личного) интереса и общественных потребностей при значительном преобладании публичного правового начала. Этим характеризуется особая природа данного явления, выступающего одновременно в двух ипостасях - частно - правовой и публично - правовой. Присутствие одновременно двух начал и их переплетение, общегосударственная значимость интеллектуальной собственности определяют место интеллектуальной собственности в системе современного права как особой комплексной правовой отрасли - "права интеллектуальной собственности", которую можно было бы условно назвать "интеллектуальным правом". Оговоримся, что речь идет о достаточно широкой сфере общественных отношений, связанных с правовым регулированием интеллектуальной собственности, включая права творческой личности и ее защиту. Соответственно, общественные отношения, возникающие в этой сфере, можно с известной долей условности назвать интеллектуальными правоотношениями. Именно они составляют предмет интеллектуального права как правовой отрасли.
Актуальность выбора темы настоящей работы именно выше сказанным и объясняется, а также тем, что договор коммерческой концессии об использовании объектов интеллектуальной собственности в современных условиях развивающихся рыночных отношений является одним из самых востребованных и актуальных гражданско-правовых договоров.
Целью настоящей работы является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать предмет права интеллектуальной собственности, его объектов вообще, и в договоре коммерческой концессии в частности.
Глава 2:
Коммерческая концессия - эквивалент известного в западном законодательстве понятия "франчайзинг", или "франшиза". Договор применяется в сфере предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 1027).
Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление "правообладателем" "пользователю" комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (см. ст. 138 ГК), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионных договоров.
Договор коммерческой концессии заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.), расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличает его от традиционных лицензионных договоров, позволяющих лицензиату использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности - изобретение, полезную модель, товарный знак, литературное произведение и другие охраняемые объекты, права на которые принадлежат лицензиату (см., например, ст. 13 Патентного закона).
Договор коммерческой концессии не относится к смешанным договорам (см. п. 3 ст. 421 ГК), хотя и опосредствует комплексные обязательственные отношения. Он регламентирован как самостоятельный вид договора. Поэтому к нему применяются правила 54 главы ГК РФ и субсидиарно - правила специальных законов об охране исключительных прав. Включение коммерческой концессии в ГК вызвано потребностями рыночных отношений в новой правовой сфере. Первые договоры коммерческой концессии (они именовались лицензионными) были заключены в России, когда на российский рынок вышли такие фирмы как "Макдональдс", "Пицца - хат" и "Баскин Роббинс".
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Согласно статьям 128 и 138 ГК РФ под исключительными правами следует понимать права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) гражданина и юридического лица и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Российское законодательство охраняет исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности целым пакетом
Заключение:
Интеллектуальную собственность следует понимать как многоплановое социальное явление, в котором тесно переплетаются духовные и материальные начала. Отсюда - двуединая природа интеллектуальной собственности, проявляющаяся в единстве частного (личного) интереса и общественных потребностей при значительном преобладании публичного правового начала. Этим характеризуется особая природа данного явления, выступающего одновременно в двух ипостасях - частно - правовой и публично - правовой.
Интеллектуальные правоотношения - это личные неимущественные и исключительные имущественные правоотношения, возникающие по поводу объектов интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности - результат умственной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации товаров и услуг. Субъекты интеллектуальных правоотношений - право- и дееспособные физические и юридические лица, являющиеся носителями (правообладателями) субъективных прав и юридических обязанностей участников интеллектуальных правоотношений.
Коммерческая концессия - эквивалент известного в западном законодательстве понятия "франчайзинг", или "франшиза". Договор применяется в сфере предпринимательской деятельности. Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление "правообладателем" "пользователю" комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности, что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионных договоров.
В заключение можно сделать вывод, что по законодательству предметом договора коммерческой концессии может быть комплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имеющие устоявшееся определение в законодательстве. Это права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, изобретения, полезную модель, промышленный образец, компьютерную программу, произведения науки, искусства и литературы, используемые в бизнесе и делающие его неповторимым. Наряду с комплексом исключительных прав, предметом договора коммерческой концессии может быть предусмотрено использование охраняемой коммерческой информации и деловой репутации. Термин "коммерческое обозначение" может быть использован только лишь как обобщающее понятие, обозначающее средства индивидуализации коммерческой деятельности юридических лиц. Но для применения этого термина именно в такой дефиниции необходимо законодательное закрепление, что возможно только при условии практической целесообразности.