Введение:
Система анализа интеракций, созданная Бейлзом, облегчает наблюдение и анализ взаимодействий в группах, решающих конкретные задачи (дискуссионных группах). Он предложил 12 категорий взаимодействия, к которым, на его взгляд, можно отнести большинство действий член групп, решающих разные проблемы. Эти 12 категорий Бейлз разделил на 6 групп. Так, например, категории 6 и 7 касаются проблем ориентации; 5 и 8 - проблем оценки; категории 4 и 9 - проблем контроля (управления); 10, 11, 12 - это негативные эмоциональные реакции; категории 1, 2, 3 - положительные эмоциональные реакции. Кроме того, названные категории Бейлз сгруппировал по-другому: Социально-эмоциональная область, связанная с позитивными эмоциональными реакциями - категории 1,2, 3. Область, связанная с проблемой - попытки ее решения: категории 5, 6, 7. Область, связанная с постановкой вопросов: категории 7, 8, 9. Социально-эмоциональная область, связанная с негативными эмоциональными реакциями - категории 10, 11, 12 .
Часть 2:
Тенденции изменения соотношения категорий можно проследить по графику:
а) скорость выдачи информации самая высокая в первой трети дискуссии и снижается в двух последующих третях;
б) скорость высказывания мнения самая высокая в средней части обсуждения;
в) скорость высказывания предложений решения (попыток решения, идей) низка в ранней стадии и максимальна в последней трети обсуждения;
г) скорость как позитивных, так и негативных реакций возрастает от первой трети обсуждения к последней;
д) момент принятия решения является критической точкой обсуждения, после которой возрастает скорость позитивных реакций и снижается скорость негативных.
Заключение:
Схема Бейлза получила довольно широкое распространение в социальной психологии: она включена в международную энциклопедию социальных наук. Данная методика представляет собой пример четкого анализа данных наблюдения для выяснения структуры и динамики процессов группового взаимодействия при решении какой-либо определенной задачи.
Бейлз выделил двенадцать показателей поведения и четыре сферы взаимодействия: сферу позитивных эмоций, сферу негативных эмоций, сферу постановки групповых проблем, сферу решения групповых проблем. Соответственно, по три показателя в каждой сфере. Наблюдение за двенадцатью показателями требует предельного объема внимания.
Первое, что необходимо сделать для превращения схемы из теоретической в практическую — это определить эмпирические проявления каждого показателя. Что в поведении наблюдаемых людей будет являться демонстрацией дружелюбия? Нагнетанием напряжения? Проявлением согласия?