Курсовая практика по теме: Особенности мыслительных операций у детей с общим недоразвитием речи

Название работы: Особенности мыслительных операций у детей с общим недоразвитием речи

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологических особенностей трудных детей (подростков) 5

1.1. Психологические особенности подросткового возраста 5

1.2. Отклоняющееся поведение подростков. 12

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение психологических особенностей трудных детей (подростков) и их диагностику 24

2.1. Программа исследования 24

2.2. Результаты исследования 26

Заключение. 34

Библиография. 36

Выдержка:

Введение:

Современное состояние общества отечественными и зарубежными психологами, социологами, психиатрами оценивается как кризисное. Причины этого усматриваются в победе иррациональных начал: развития технократической цивилизации с присущей ей дегуманизацией жизни, автоматизацией и механизацией, а вместе с ними и утратой активного коммуникативного труда. Спонтанность и естественность человеческого поведения сменились монотонностью, униформностью, запрограммирован-ностью, произошёл разрыв «исторического континуума»: во все предшествующие века ценности, взгляды, идеалы людей одного возраста были схожи, теперь они меняются уже в рамках одного поколения, падает ценность исторического опыта, утрачена связь времён и поколений. Отмечается кризис в области нравственности и морали, деградация ценностей, кризис института семьи — переход от патриархальных или матриархальных позиций на паритетные начала, отсутствие предсказуемого будущего.

Все вышеуказанные процессы, как и всегда в обществе, наиболее значимы для детей и подростков. В их жизни происходят быстрые перемены, осознание которых не всегда сопровождается появлением способности адекватной ассимиляции происходящих событий и соответствующей адаптацией к ним. В связи с этим в современных условиях наблюдается рост числа «трудных» подростков с отклоняющимся от нормы (девиантным) поведением, что, безусловно, привлекает внимание общества.

Весьма значительная распространённость девиантного поведения, рост числа преступлений, совершаемых подростками, свидетельствуют о необходимости более глубокого изучения причин психологических особенностей трудных детей (подростков) и их диагностики.

Глава 2:

Необходимо заметить, что в целом картина тревожности несколько сглаживается. У детей из обычных семей снижается общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний и др. Отмечается низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 20%.

У «трудных» детей велико переживание социального стресса – 22%, низкий страх проверки знаний.

В результате количественного анализа было установлено, что повышенная тревожность связана с фактором низкой сопротивляемости стрессу, как у более старших детей, так и у младших.

Было сделано предложение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок-взрослый».

Тест Спилбергера-Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Заключение:

В завершение исследования можно сделать следующие выводы:

1) «Трудность» подростков, по результатам исследования, является одной из форм реагирования на депрессию, физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации. Значителен вклад неблагоприятных микросоциальных воздействий, воспитания, структуры и психологического климата семьи.

2) Отклоняющееся поведение подростков, согласно результатам нашего исследования, связано с наличием депресси, повышенной тревожности, а также сколько с воздействием негативных микросоциальных факторов, утратой или нарушением основных функций семьи таких, как воспитательная, эмоциональная, функция первичного социального контроля. Особенно неблагоприятным является их сочетание.

4) Такие социально-психологические и экономические характеристики семьи, как неудовлетворительные бытовые условия, очень молодой или достаточно зрелый возраст родителей, распад семьи, напряженные взаимоотношения в семье, употребление алкоголя членами семьи, наличие хронических болезней у родителей, наличие ярко выраженных особенностей характера у родителей, высокая частота болезней ребенка, плохое течение беременности и родов, задержка психического и физического развития ребенка – ведут к формированию отклоняющегося поведения у подростков.

5) На наш взгляд, причинами того, что подростки становятся «трудными», является то, что:

• у родителей не сформированы полные представления о воспитании ребенка;

• ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

• дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

Похожие работы на данную тему