Часть диссертации по теме: Логопедическая работа по развитию восприятия

Название работы: Логопедическая работа по развитию восприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

325 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы изучения восприятия

устной речи дошкольниками с задержкой психического

развития 10

1.1. Научно-теоретические основы изучения восприятия устной речи 10

1.2. Современное состояние проблемы задержки психического развития и аспекты ее изучения 28

1.3. Характеристика нарушений речи детей с задержкой психического развития 44

ГЛАВА 2. Особенности восприятия устной речи дошкольниками с

задержкой психического развития (анализ экспериментальных

данных) 58

2.1. Организация и содержание исследования восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития со

2.2. Восприятие и различение слов на основе дифференциальных признаков фонем ^2

2.3. Особенности организации семантических полей, характера вербальных ассоциаций 7Q

2.4. Понимание и дифференциация грамматических форм слова и словообразовательных моделей go

2.5. Понимание родственных слов и выделение общей морфемы 114

2.6. Восприятие и понимание текстов различной сложности 120

3 ГЛАВА 3. Логопедическая работа по развитию восприятия устной

речи дошкольниками с задержкой психического развития 139

3.1. Научно-теоретические основы методики логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития '. 139

3.2. Основные направления, содержание и методы логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития 144

3.3. Результаты обучающего эксперимента 172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 198

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 205

ПРИЛОЖЕНИЯ 233

Выдержка:

Введение:

Преодоление задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой - трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей.

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, дефицитарность высших корковых функций, обусловливающая низкую способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, стереотипность мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ЗПР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности [Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. 1972; Тригер Р.Д. 1981; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 1986; Лалаева Р.И. 1992; Стребелева Е.А. 1998 и др.].

Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ЗПР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ЗПР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений.

Имеющиеся в отечественной науке исследования проблемы нарушений устной речи дошкольников с ЗПР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи [ЦыпинаН.А. 1984; Тригер Р.Д. 1987; Слепович Е.С. 1989; Мальцева Е.В. 1991; Лалаева Р.И. 1992; ГолубеваГ.Г. 1996; Зорина СВ. 1998; БоряковаН.Ю. 1999; ХохловаА.А. 1999; Малинович В.И. 2000; Кузнецова И.Г. 2003 и др.]. Особенности восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР остаются практически неизученными.

Глава 3:

группе, усиливается в первую очередь между теми группами показателей,

которые отражают состояние языковых и смысловых операций процесса

восприятия речевого высказывания и обусловливают успешность

коррекционно-логопедического воздействия.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что результаты обучающего эксперимента свидетельствуют о положительной динамике развития восприятия устной речи, больших потенциальных возможностях детей с задержкой психического развития и подтверждают необходимость и эффективность целенаправленной и систематической коррекционно-логопедической работы с этими детьми.

Экспериментальное обучение оказало положительное влияние на развитие у дошкольников мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), способствовало систематизации языковых фактов и правил, усвоению ими языковой нормы, развитию металингвистической деятельности, становлению чувства языка, формированию у детей языковых обобщений, восприятию текста как смыслового и содержательного единства без искажения объективного образа содержания, сформированности различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, грамматического и семантического). Дети экспериментальной группы в результате проведенной работы оказались способны к выполнению многих заданий в умственном плане вследствие успешного осуществления перевода речевых умений во внутренний план.

После экспериментального обучения воспитатели и родители отмечали у детей повышение эмоционального настроя, снижение количества отрицательных эмоций, повышение мотивации, возросший интерес к занятиям, увеличение мыслительной активности, концентрации и устойчивости произвольного внимания, увеличение объема речеслуховой и

197 зрительной памяти, повышение уровня самоконтроля. Дети более успешно

анализировали предлагаемый материал, выделяя общие и дифференцируя

сходные проявления.

При выполнении всех заданий были получены статистически значимые количественные и качественные различия между экспериментальной и контрольной группами.

Таким образом, проведенное экспериментальное обучение подтвердило эффективность предложенной комплексной коррекционно-логопедической работы по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

Заключение:

Анализ литературных данных, а также результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие обобщающие выводы.

Задержка психического развития, представляющая собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, рассматривается как одна из форм психического дизонтогенеза.

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, дефицитарность высших корковых функций, обусловливающая низкую способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, низкий уровень когнитивного развития, стереотипность мышления, присущие детям с ЗПР, оказывают отрицательное влияние на весь процесс восприятия и порождения речи, на усвоение сложных языковых закономерностей, на формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности.

Результаты проведенного исследования позволили констатировать у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс восприятия устной речи, при доминирующих нарушениях смысловой и языковой составляющих, обусловливающих расстройство восприятия речи как сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности.

О несформированности восприятия и различения слов на основе дифференциальных признаков фонем свидетельствуют значительные трудности различения оппозиционных фонем, слов и сходных с ними асемантичных звукосочетаний. Недифференцированность фонематического восприятия в процессе выполнения заданий проявляется у детей по большинству дифференциальных признаков, что обусловлено низким уровнем распознавания фонем. Большее количество ошибок отмечается при различении слов с акустически и артикуляторно близкими звуками. Недостаточная сформированность смыслоразличителыюй функции фонем,

199 позволяющая осуществлять соотнесение определенного сочетания фонем в

произносимом слове с семантикой данного слова, обусловливает трудности

опознания асемантичных звукосочетаний.

Ошибки при дифференциации слов на основе различных дифференциальных признаков обусловлены нарушением операции выбора фонем по акустическим коррелятам их признаков, а также недостаточно тонкой дифференциацией артикуляторных образов слов вследствие недостаточного уровня сформированности фонематических и кинестетических обобщений. Таким образом, в одних случаях у дошкольников с ЗПР отмечается первичное, в других — вторичное недоразвитие слуховой дифференциации фонем.

Похожие работы на данную тему