Введение:
Актуальность исследования. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произно-сят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анали-зом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма /пропуски, перестановки букв, замена их/, что является причиной их неуспеваемости.
При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и по-мощь родителей, педагогов и логопеда.
Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошколь-ном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для коррек-тировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых вхо-дят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклоне-ниями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также прак-тический опыт логопедической работы, обучение детей по специализирован-ным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личност-но-ориентированное воздействие на нарушенные звенья фонетико-фоне-матической системы позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.
Цель исследования - выявление особенностей развития фонематиче-ского восприятия у детей с общим недоразвитием речи, которые определяют направления и приемы логопедического воздействия на дошкольников с це-лью коррекции речевого дефекта.
Объект исследования - исследование фонематического развития детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности развития фонематического вос¬приятия детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Коррекционная работа по развитию фонема-тического восприятия у детей с общим недоразвитием речи будет успешна при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра го-лоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, дифференциации фо-нем, навыков элементарного звукового анализа.
Глава 3:
Дети учились различать слоги. Начинали эту работу с такой "игры:
Я произносила несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети опреде-ляли, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложнялисья, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п. Игры варьировались за счет подбора слогов. Это делалось с учетом произносительных возможностей детей, а так-же последовательности всей звуковой работы в целом.
V этап
На этом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Начина-ли обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.
Я раздала детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объяснила: «поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее произносила каждый звук длительно (у-у-у-у, а-а-а-а, и-и-и-и), а дети поднимали соответствующие картинки. Затем игра усложнялась. Вари-анты:
1. Логопед произносит звуки кратко;
2. Детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняя соответ-ствие цвета кружков конкретному гласному звуку;
3. В ряд гласных а, у, ы, включают другие звуки, например о, у, э, на ко-торые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации со-гласных фонем.
VI этап
Задачей последнего этапа работы было формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; вы-делять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. При анализе согласных звуков соблюдалась определенная последовательность: сначала ребенка учили выделять в слове последний согласный звук. Легче всего детям давались глухие взрывные согласные.
Примеры игр этого этапа.
Детям раздали по нескольку одноцветных кружков. Логопед произно-сил один, два или три гласных звука, например, а, ау, иоу и т. п. Дети откла-дывали на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед. Далее задания усложнялись за счет введения цветового обозначения гласных звуков. Дети раскладывали на столах разноцветные кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Формирование фонематического восприятия проводили с обязатель-ным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновремен-но с развитием фонематического слуха осуществлялась и работа над звуко-произношением. Точное звуковое восприятие звука стимулировало правиль-ное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствовала лучшему фонематическому восприятию.
Заключение:
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладе¬ние правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей с заключением «с общим недоразвитие речи» чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляци¬онными или аку-стическими признаками.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы:
Результаты констатирующего эксперимента показали, что недостаточ-ное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фо-нематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анали-зу.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целена-правленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематическо-го восприятия.
Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного об-следования фонематического слуха, выявления особенностей фонематиче-ского восприятия.
Методика «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовно-сти к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» (авт. В. В. Конова-лен-ко, С. В. Коноваленко) является эффективным диагностическим инстру-ментом для выявления особенностей развития фонематического восприятия дошкольников.
Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для опреде-ления направления коррекционной работы, правильного ее планирования.
Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий логопеда, воспитателей и родите-лей по преодолению фонематического недоразвития у детей.
А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, си-лы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, дифференциации слогов, диффе-ренциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.