Курсовая практика по теме: Особенности овладения звуковым анализом у дошкольников с ОНР

Название работы: Особенности овладения звуковым анализом у дошкольников с ОНР

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

25 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Проблемы овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи. 4

1.1. Анализ проблемы с позиций психологии и психолингвистики. 4

1.2. Вопросы формирования звукового анализа у детей с ОНР. 6

1.3. Изучение проблемы обучения детей с ОНР звуковому анализу. 11

Выводы по 1 главе. 14

Глава 2. Методы обучения овладению звуковым анализом дошкольников с ОНР. 15

2.1. Коррекционная работа. 15

2.2. Этапы формирования звуко-слогового анализа в процессе коррекционной работы. 18

2.3. Игры игровые упражнения по развитию звуко-слогового анализа. 20

Заключение. 22

Литература. 24

Выдержка:

Введение.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием к звуковому анализу и, соответственно, приводит к проблемам в усвоении программой детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы.

Это делает актуальным рассмотрение наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа – необходимой ступени к овладению грамотой. Как указывает Л.Ф. Спирова, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. [13]

За период предбукварного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: “предложение”, “слово”, “слог”, “звук”, “буква”. Естественно, что у детей с общим недоразвитием речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому семантическая коррекционная работа по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав имеет особо важное значение.

Предмет исследования: звуковой анализ у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: дошкольники с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: изучить особенности овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1) рассмотреть процесс овладения звуковым анализом;

2) рассмотреть теоретические аспекты овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи;

3) сделать выводы.

Гипотеза исследования: преодоление трудностей логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи будет эффективным, если обучение звуко-слоговому анализу осуществлять в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

Методы исследования:

1) метод теоретического анализа, синтеза, обобщения и конкретизации;

2) метод научного познания;

3) методы количественного анализа и качественной обработки информации.

Глава 2. Методы обучения овладению звуковым анализом дошкольников с ОНР.

2.1. Коррекционная работа.

Различная степень нарушения двигательной и речевой функции у дошкольников с ОНР, особенности формирования психических процессов делают необходимым использование разнообразных приемов и методов при обучении звуко-слоговому анализу В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Основными пособиями на всех этапах обучения грамоте является разрезная азбука и специальные таблицы для чтения с записанными на них слогами, словами, предложениями. [3]

Коррекция звукопроизношения ведется общепринятыми в логопедии приемами. Работа по развитию фонематического восприятия включает основные шесть этапов:

• активизация слухового внимания;

• развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов;

• узнавание неречевых звуков;

• различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков;

• различение слов, близких по звуковому составу;

• дифференциация слогов;

• дифференциация фонем;

• развитие навыков элементарного звукового анализа.

Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях использовались только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове.

Литература.

1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.

2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

4. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989

5. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 1990

9. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.

10. Левяш С.Ф., Хабарова С.П. Дифференцированный подход к развитию восприятия детей с общим недоразвитием речи // Развитие субъективности личности в процессе ее социализации: Коллективная монография / Под ред. Я.Л.Коломинского, С.И.Коптевой, А.П.Лобанова. — Минск: БГПУ, 1999.-С. 179-190.

11. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

12. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

13. Симонова Т.Ю. Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (тезисы доклада) // Молодые ученые - московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2005.

14. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.

15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993.

16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

Похожие работы на данную тему