Введение:
Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития обще-ства, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Повышение уровня жизни – это не только результат эконо-мического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, ду-ховных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстанов-ление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.
В разработке политики доходов и заработной платы учитываются не толь-ко общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населе-ния по регионам, сельской и городской местности – с использованием для из-мерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных).
Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, ох-ватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит просле-дить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населе-ния. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо част-ный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.
Глава 3:
2). Прирост денег на руках у населения.
Прирост денег на руках у населения = Располагаемый доход следующего года– Располагаемый доход предыдущего года
В 2001 году= 4820,5 – 3658,5=1162 (млн. донг)
В 2002 году=5227,9-4820,5=407,4 (млн. донг)
В 2003 году=5620,6-5227,9=392,7 (млн. донг)
Динамика доходов изучается с помощью индексного метода. Вычислим ин-декс номинальных и располагаемых доходов:
Iноминальных доходов =Номинальный доход следующего года / Номи-нальный доход предыдущего года
Iноминальных доходов 2001= 5293, 5 / 3968,3 = 1,33
или 133 % - таким образом, номинальные доходы выросли на 33 %;
Iноминальных доходов 2002=5875,9 / 5293,5= 1,11
или 111 % - таким образом, номинальные доходы выросли на 11 %;
Iноминальных доходов 2003=6404,7 / 5875,9=1,09
или 109 % - таким образом, номинальные доходы выросли на 9 %;
Iрасполагаемых доходов=Располагаемый доход следующего года/ Распола-гаемый доход предыдущего года
Iрасполагаемых доходов в 2001 году = 4820, 5 / 3658,5 =1,317
или 131, 7 % -таким образом, располагаемые доходы населения выросли на 31,7%.
Iрасполагаемых доходов в 2002 году =5227,9 / 4820,5=1,08
или 108 % -таким образом, располагаемые доходы населения выросли на 8%.
Iрасполагаемых доходов в 2003 году =5620,6 / 5227,7=1,075
или 107,5 % -таким образом, располагаемые доходы населения выросли на 7,5%.
5). Вычислим абсолютные приросты и темпы роста. Результаты занесем в таблицу. Абсолютный прирост ΔΥ(цепной) определяется как разность между отчетным периодом yi и предыдущим периодом yi-1:
Заключение:
Общее снижение уровня жизни во Вьетнаме стране выразилось в суще-ствовании значительного слоя граждан, чьи реальные доходы не достигают прожиточного минимума. Усилились также межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате.
Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач Вьетнама. Необходимо установить социальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первую очередь, пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными.
Для большей части населения Вьетнама прогноз уровня жизни населения на предстоящие десять лет пессимистический. Основные характеристики жиз-ненного уровня населения будут складываться под воздействием следующих тенденций.
Хотя в первом десятилетии XXI века не будет такого падения жизненно-го, как в 90-е годы, и будут действовать факторы, способствующие его повы-шению – экономический рост, расширение свободы предпринимательской дея-тельности, однако качество жизни большей части населения будет невысоким. Прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья, а также усиления факто-ров риска безопасности человека, с одной стороны, и отсутствия эффективных механизмов снижения этих рисков и смягчения их последствий – с другой.
В первую очередь это – общая нестабильность, присущая периоду рефор-мирования, в том числе таких важных для обеспечения нормальной жизнедея-тельности человека областей, как жилищная сфера, пенсионное обеспечение, трудовые отношения, энергетическая система и железнодорожный транспорт.
Все эти факторы будут многократно усилены вследствие низкого качест-ва государственного управления федерального и регионального уровня, нераз-витости местного самоуправления и почти полного отсутствия институтов гра-жданского общества, а также правовой незащищенности граждан. Возможность влиять на процесс принятия политических решений в экономической и соци-альной областях останется недостаточной, поэтому будет очень высока вероят-ность принятия решений, отражающих интересы ограниченного круга лиц, в ущерб интересам всего населения.
Хотя снижение жизненного уровня населения – неизбежное следствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения – процесс регули-руемый. Более эффективное государственное управление и регулирование и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества.