Введение:
Важная и общая задача всех посттоталитарных обществ, в том числе и России – воссоздание демократии, демократических порядков, причем в той или иной степени гарантирующих от возврата тоталитаризма. Нет надобности доказывать, что и здесь в огромной мере сказывается не только то, имелись ли в данной стране традиции демократизма и насколько прочными они были, но также и то, сильно ли дискредитировал себя тоталитаризм, насколько он внутренне гнил, но особенно то, какие общественно-политические силы участвуют в разрушении тоталитаризма, в строительстве нового общества.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями адекватного научного анализа трансформационных политических процессов в современной России. Понимание и объяснение политических изменений в постсоветской России способствует определению путей и возможностей дальнейшей демократизации и стабилизации политической системы. Проблема политического преобразования российского государства и общества продолжает оставаться достаточно значимой, так как многие вопросы реформирования политической системы до сих пор сохраняют свою остроту.
Глава 2:
Вторым сдерживающим фактором выступают правовые нормы. Известно, что Россия никогда не отличалась высоким уровнем пра¬восознания, знания и добровольного соблюдения законов. Более того, для значительной части населения, как и для властных струк¬тур, характерно нигилистическое отношение к законам. В настоя¬щее время принимаются определенные меры, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Но без честных судебных органов и без скру¬пулезного, без какого-либо исключения, соблюдения законов вла¬стями, а также без законодательства, направленного на благо наро¬да, любые меры обречены на провал.
Подлинная свобода помимо нравственных и правовых сдержек нуждается еще и в личной, персональной обязанности перед дру¬гими людьми, обществом и государством. Так возникает сложный и противоречивый механизм ответственности, который осознается в наши дни далеко не всеми россиянами. А без повышения личной ответственности свобода может выродиться в охлократию.
Таким образом, вопрос о становлении демократии в России — это, прежде всего вопрос о степени зрелости ее духовных и социаль¬но-экономических предпосылок, а также проблема взаимоадапта¬ции европейских демократических стандартов и особенностей к российской действительности. Перспективы демократии во многом будут определяться тем, насколько последовательно будут прово¬диться реформы, как быстро удастся поднять материальный и ду¬ховный уровень значительной части населения. Пока это не про¬изойдет, российскую демократию ожидают периоды взлетов, падений и попятных движений, прежде чем она приобретет стабиль¬ный характер.
Заключение:
Причины относительной неудачи демократических реформ в России кроются прежде всего в гибельной психологической и социально-политической незрелости народа, его политического общества — незрелости, в которой некого винить. Думается, что на нашем веку будут и другие попытки демократизации — более продуманные, учитывающие накопленный опыт. Демократия, тем более в такой стране, как Россия, не может сложиться за один раз — слишком сильны традиции имперского государства. Потребуется еще немало времени и усилий, прежде чем мы приобретем политическую систему, которая сможет называться демократической. Она не станет панацеей от всех российских бед и болезней, но какие-то важные исторические узлы должна будет развязать.
Говорят, что демократия в России изжила себя. И это в стране, которой еще предстоит демократизироваться — в «массовом, низовом творчестве» и «изобретении» новых политических институтов, одновременно привычных и непривычных, сопряженных с традициями, нравами миллионов соотечественников» в стране, которая еще не нашла свою модель интегрального развития, в т.ч. политического. В такой модели должно найти отражение все присущее России разнообразие, все характерные для нее различия — в местных условиях, в исторических судьбах народов, их культуре и вероисповедании, в климате, ресурсах, в отношении к труду, к собственности и т.д.