Основная часть:
Традиционно условия реализации гражданином своих способностей к тру-ду при поступлении его на работу в качестве рабочего или служащего (наемно-го работника) определялись посредством заключения трудового договора. Тру-довое законодательство определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспе-чить условия труда, предусмотренные действующим законодательством, кол-лективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, со-держащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выпла-чивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Контрактная форма найма на работу и была впервые предусмотрена еще в Законе СССР 1990 г. "О предприятиях" и затем в российском Законе "О пред-приятиях и предпринимательской деятельности" для оформления отношений с руководителями (или их заместителями), являющимися специфической и дос-таточно важной категорией наемных работников.
В сентябре 1992 г. в ранее действовавший КЗоТ были внесены изменения. Одно из них практически узаконило понятие контракта, признавая его синони-мом трудового договора. Одновременно термин "контракт" стал синонимом и термина "срочный трудовой договор", и на практике почти повсеместно под контрактом понимается именно срочный трудовой договор.
Данное положение полностью соответствует Рекомендации МОТ N 166 (1982 г.). Однако, будучи перенесенным на российскую почву, цивилизованный подход не всегда срабатывает. Более того, на практике это пока приводит, во-первых, к необоснованному расширению сферы применения срочных трудовых договоров, а во-вторых, к ущемлению трудовых прав работников, с которыми заключается такой вид договора, а следовательно и в реализации своего права на труд, который они свободно выбирают.
В настоящее время основным законодательным актом, регламентирующим содержание и порядок заключения трудового договора, является Трудовой Ко-декс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, принятый Госу-дарственной Думой 21 декабря 2001 года и одобренный Советом Федерации 26 декабря 2001 года.
В соответствии со статьей 57 Трудового Кодекса в трудовом договоре должны указываться: фамилия, имя, отчество работника и наименование рабо-тодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заклю-чивших трудовой договор.
Существенными условиями трудового договора являются:
место работы (с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квали-фикации в соответствии со штатным расписанием организации или кон-кретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квали-фикационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждае-мых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за рабо-ту в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должност-ного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, ком-мерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение ра-ботника по сравнению с Трудовым Кодексом, законами и иными нормативны-ми правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Кроме того, в настоящее время действует целый ряд федеральных законов, определяющих особенности заключения и содержания трудового договора в различных отраслях, к которым, в частности, относятся:
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ. Статья 28.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г.)
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Россий-ской Федерации" (с изм. и доп. от 12 февраля, 4 августа 2001 г.)
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав корен-ных малочисленных народов Российской Федерации"
Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охра-не"
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федера-ции"
Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофи-лактике инфекционных болезней" (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г.)
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужа-щих" (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля 2001 г.). Пункт 6 статьи 10
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государст-венной научно-технической политике" (с изм. и доп. от 19 июля, 17 декаб-ря 1998 г., 3 января, 27, 29 декабря 2000 г.)
Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г.)