Введение:
Актуальность исследования
Трудовой кодекс РФ решил ряд первоочередных задач регулирования социально-трудовых отношений. В тоже время, введение достаточно новых, а нередко и неоднозначных норм, различно толкуемых субъектами трудовых отношений, явилось одной из причин роста трудовых споров. Трудовой Кодекс, как показывает изучение практики его применения, нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе и в модернизации порядка рассмотрения трудовых споров.
Законодательство Российской Федерации предоставляет участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право улучшить свое положение по сравнению с теми минимальными гарантиями, которые предусмотрены государством. Локальное и индивидуально-договорное регулирование призваны обеспечить субъектам трудовых правоотношений более высокий по сравнению с установленным государством уровень прав и гарантий в сфере труда.
Конституция России признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Однако эти очень важные для каждого человека конституционные гарантии автоматически не реализуются в тех трудовых правоотношениях, в которые вступает человек, нанимаясь на работу. Они конкретизируются в трудовом договоре с учетом возможностей, предоставляемых законом, иными нормативными правовыми актами.
В рыночных условиях интересы работодателя и нанимаемого им работника нередко не совпадают, поэтому возможно их столкновение, связанное с незаконным увольнением, невыплатой заработной платы, компенсацией морального вреда, причиненного незаконным увольнением, переводом на другую работу, отказом от заключения трудового договора и др.
Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, продолжающуюся реформу действующего законодательства, можно прогнозировать дальнейший рост количества индивидуальных трудовых споров. Отсутствие специализированных трудовых судов, сложность и большое количество новелл в трудовом законодательстве – все это сделало очень актуальной задачу автоматизации рассмотрения таких споров в КТС и судах. Создание автоматизированной интеллектуальной системы рассмотрения индивидуальных трудовых споров не только облегчит и ускорит рассмотрение таких споров в судах, но и позволит избежать процедурных и процессуальных ошибок.
Глава 3:
Для создания алгоритма рассмотрения индивидуального трудового спора в суде необходимо, как и при рассмотрении спора в КТС, установить субъектный состав трудового спора.
В соответствии со ст. 390 ТК РФ, в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
Таким образом, законодатель четко указывает на четырех субъектов, которые имеют право обратиться в суд: работник, работодатель, представитель профсоюза и прокурор. Именно такую классификацию по субъектному составу автор использует при создании алгоритма интеллектуальной компьютерной системы по рассмотрению индивидуального трудового спора в суде. При этом следует иметь в виду, что каждый из указанных субъектов вступает в действие при оговоренных в законе условиях.
Необходимо также отметить, что при разработке алгоритма для рассмотрения трудового спора в суде автор руководствовался положениями не только Трудового кодекса РФ, но и Гражданского процессуального кодекса РФ.
Начальным этапом рассмотрения трудового спора в суде для работника является определение подведомственности и подсудности трудового спора конкретному суду. Следует учитывать положения ст. 23 ГПК РФ, в соответствии с пунктом 6 части 1 которой дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров в качестве суда первой инстанции рассматривает мировой судья.
В ст. 24 ГПК РФ указано, что гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23 (гражданские дела, подсудные мировому судье), 25 (гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам), 26 (гражданские дела, подсудные Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) и 27 (гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ) ГПК РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Интеллектуальная система, основываясь на приведенных положениях ГПК РФ, в зависимости от основания спора выбирает два варианта – рассматриваемый трудовой спор подсуден либо мировому судье, либо районному суду.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, представляющих интерес для науки трудового права и практики рассмотрения и разрешения трудовых споров.
1. Основные признаки индивидуального трудового спора заключаются в том, что:
• существует действительное или мнимое нарушение правил, установленных нормами права в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;
• в основе возникновения индивидуального трудового спора лежит разногласие сторон в оценке своего правового состояния, то есть определенной совокупности субъективных прав и обязанностей на определенный временной период;
• индивидуальный трудовой спор возникает как социально-трудовой конфликт, стороны которого принимали меры к урегулированию возникших разногласий путем совместных переговоров, но компромисса не достигли;
• предметом конфликта являются вопросы применения законодательства о труде, соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов, конкретных условий трудового договора;
• разногласия перерастают в конфликт между работником и работодателем, а неурегулированный конфликт в трудовой спор, если он передается для разрешения в компетентный юрисдикционный орган.
Таким образом, каждый индивидуальный трудовой спор имеет свои фазы становления:
1) реальное или мнимое нарушение прав субъекта трудового правоотношения;
2) возникновение разногласий между сторонами трудового правоотношения;
3) принятие мер к урегулированию возникших разногласий путем совместных переговоров;
4) перенесение одной из сторон (работником или работодателем) неурегулированного трудового конфликта в компетентный юрисдикционный орган.
2. Момент возникновения индивидуального трудового спора можно определить как момент принятия к рассмотрению компетентным органом заявления субъекта неразрешенного трудового конфликта. Основанием возникновения трудового спора является нарушение (реальное или мнимое) прав субъекта трудового правоотношения.