Курсовая теория по теме: Особенности допроса несовершеннолетних

Название работы: Особенности допроса несовершеннолетних

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Криминалистика

Страниц:

28 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА КАК СТАДИИ СУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 4

2. ТАКТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО 9

3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Выдержка:

Введение:

Допрос является не только распространенным и эффективным следствен-ным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследо-вания. В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несо-вершеннолетнего обвиняемого - вдвойне. От того, насколько грамотно следова-тель его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовному делу. В условиях роста преступности несовершеннолетних вопрос об особенностях тактики допроса несовершеннолетних становится особенно актуальным, что определяет выбор данной темы.

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огром-ное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следо-ватель всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает ин-формацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также и то, что одни и те же слова могут передаваться, различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенно-стей. Главнейшей задачей, которая стоит перед следователем при производстве допроса, является выявление объективной чувственной первоосновы по субъ-ективным свидетельским показаниям, что возможно только при активном взаи-модействии следователя с допрашиваемым и оказания последнему мнемиче-ской помощи, суть которой состоит в содействии восстановления в памяти доп-рашиваемого забытого им материала. Такая помощь оказывается следователем на основе оживления их смысловых и пространственно-временных связей и ас-социаций.

Глава 3:

Обсуждение вопросов, не имеющих отношения к делу, но интересующих малолетнего (с тем, чтобы установить контакт), в протоколе не фиксируется.

При оценке показаний малолетнего существенное значение имеют данные о том, обсуждались ли ранее в его присутствии обстоятельства, которые впо-следствии стали предметом допроса; не расспрашивали ли его другие лица по поводу этих обстоятельств; не подсказывали ли ему ответов и что он рассказал сам. Гладкость, заученность показаний, употребление не свойственных данно-му возрасту оборотов, противоречивость сведений, сообщенных при свободном рассказе и при ответах на вопросы, могут свидетельствовать о том, что показа-ния даются под чьим-то влиянием.

Несовершеннолетние относительно быстро утомляются, у них рассеивается внимание, в связи с чем необходимы перерывы в допросе. Для правильной оценки их показаний целесообразно фиксировать последовательность и содер-жание заданных вопросов, использовать стенографическую или звуковую за-пись.

По делам, по которым показания несовершеннолетних или малолетних свидетелей могут играть решающую роль, целесообразно получить консульта-цию у психолога, специализирующегося в области детской психологии, отно-сительно особенностей методики допроса и учета индивидуальных особенно-стей психики допрашиваемого. Существенное значение для полной, объектив-ной, всесторонней оценки таких показаний может иметь назначение психоло-гической экспертизы. Типовой вопрос о способности свидетеля правильно вос-принимать определенные обстоятельства и давать о них показания целесооб-разно детализировать с тем, чтобы выяснить, не могли ли возрастные и инди-видуальные особенности личности создать неустранимые сомнения в достовер-ности сообщаемых фактических данных.

При допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - и при допросе свидетелей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, в соответствии со ст. 285 УПК, вызывается педагог. В случае необходимо-сти вызываются также родители или иные законные представители несовер-шеннолетнего. Указанные лица могут, с разрешения председательствующего, задавать свидетелю вопросы.

Закон предусматривает обязательное участие педагога при допросе свиде-теля в возрасте до 14 лет, а при возрасте свидетеля от 14 до 16 лет оставляет это на усмотрение суда. В соответствии со ст. 133.1, 253.1 суду предоставлено пра-во, исходя из обстоятельств дела, самому решать вопрос о необходимости при-влечения педагога при допросе свидетеля в возрасте до 18 лет. Поскольку педа-гог является специалистом в смысле ст. 133.1, то на него распространяются по-ложения этой статьи. При необходимости в суд вызываются также родители или иные законные представители несовершеннолетнего свидетеля .

Заключение:

Таким образом, применительно к расследованию деятельности несовершенно-летних тактика проведения допроса обладает целым рядом особенностей. Они оп-ределяются:

 следственной ситуацией, складывающейся при расследовании преступных проявлений несовершеннолетних преступников;

 ситуацией, связанной с особенностями личности несовершеннолетних, соци-ально-психологическими факторами их взаимоотношений;

 спецификой тактических целей, возникающих перед следователем, когда он сталкивается с несовершеннолетними преступниками.

Говоря о следственной ситуации как о факторе, определяющем особенности тактики допроса несовершеннолетних, в первую очередь необходимо отметить следующее. Феномен преступности несовершеннолетних, который ранее был в основном предметом исследования криминологов, в настоящее время привлекает во все большей степени внимание криминалистов и специалистов в области опера-тивно-розыскной деятельности. Это вызвано тем, что в процессе расследования деятельности несовершеннолетних следователи и оперативные работники сталки-ваются с ситуациями, которые ранее не встречались в при расследовании преступ-лений:

 рост численности преступных структур с участием несовершеннолетних;

 их вооруженность;

 совершение тяжких преступлений;

 активное противодействие расследованию;

 изменения в уголовно-процессуальном законодательстве.

Изучение практики рассмотрения уголовных дел в отношении несовершенно-летних еще раз подтверждает необходимость специализации правосудия в отно-шении несовершеннолетних. Специфика дел этой категории требует, чтобы они рассматривались под председательством наиболее опытных судей, компетентных не только в вопросах права, но и педагогики, социологии, психологии.

Похожие работы на данную тему