Введение
Актуальность, цель и задачи данной курсовой работы определяются следующими положениями.
Критерием, определяющим особенности проведения допроса несовершеннолетних является их возраст. Несовершеннолетни¬ми, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ). Особое отношение к несовершеннолетним демонстрирует как уго¬ловно-правовое, так и уголовно-процессуальное законодательство России. Так, в УК РФ имеется специальный раздел (раздел V), посвященный уголовной от¬ветственности несовершеннолетних. В статьях 87-96 этого раздела отраже¬ны ее особенности. В УПК РФ в специальную главу (глава 50) выделено производство по делам несовершеннолетних. Его особенности касаются порядка про¬изводства по таким делам, дополнительных обстоятельств, подлежа¬щих установлению наряду с общепринятым предметом доказывания, выделения дел о несовершеннолетних в отдельное производство, учас¬тия в допросе педагога, специфики судопроизводства и т. п.
1. Допрос как следственное действие
1.1. Понятие, задачи и виды допроса
Допрос – это одно из самых распро¬страненных следственных действий. Его сущность заключается в получении от допрашиваемых лиц показаний о любых обсто¬ятельствах, подлежащих установлению и доказыванию по делу. При всей своей кажущейся простоте — это трудоемкое, слож¬ное, многоплановое следственное действие, требующее от следо¬вателя высокой профессиональной подготовки и мастерства. Для эффективного его проведения следователю необходимо хорошо разбираться в психологии допрашиваемых, уметь уста¬навливать с ними правильные взаимоотношения, варьировать с учетом конкретной ситуации, личности допрашиваемых и име¬ющихся доказательств различные тактические приемы и мето¬ды психологического воздействия.