Курсовая теория по теме: Психологические проблемы приемных родителей и детей

Название работы: Психологические проблемы приемных родителей и детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России 6

§ 1.1. Приемная семья и опекунство 6

§ 1.2. Профессиональная замещающая семья 8

§ 1.3. Внедрение модели профессиональной семьи 11

Глава 2. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений 12

§ 2.1. Новая проблема в научной и практической психологии 12

§ 2.2. Характеристика поведения родителей приемных детей в процессе диагностики и создания установки на коррекционную работу 14

§ 2.3. Характеристика особенностей коррекционной работы с семьями, воспитывающими приемных детей 20

Глава 3. Психологические проблемы приемных родителей и детей 23

§ 3.1. Особенности адаптации детей в новых условиях 23

§ 3.2. Психологические проблемы приемных родителей 29

§ 3.3. Решающий этап адаптации в приемной семье 31

Заключение 34

Список литературы 37

Выдержка:

Введение:

Одна из самых актуальных проблем России в на¬стоящий момент – сиротство. По неофициальным дан¬ным, от 2 до 6 миллионов детей сегодня находятся на улице. Кроме того, в детских домах, приютах, интерна¬тах и домах малютки сейчас находится почти 700 тысяч детей – столько же, сколько после войны. Но в отличие от военного времени, у большинства этих детей роди¬тели живы. Появился страшный термин – «социальные сироты» – дети, родители которых отказались от них или были лишены родительских прав. Неумолимая статистика свидетельствует: лишь 10% выпускников детских домов и интернатов становятся благополучны¬ми членами общества. 90% – уходят в криминал, спи¬ваются, кончают с собой. Лишь немногие детские уч¬реждения могут обеспечить ребенку столь необходи¬мые индивидуальный подход, социальную и профес¬сиональную адаптацию – все то, что автоматически приобретается в семье. И никакое самое современное детское учреждение не даст ребенку то, в чем он ну¬ждается более всего – любовь и участие, осознание своей нужности и ценности для кого-то.

В то же время, огромное количество семей не мо¬жет по тем или иным причинам иметь собственных детей и готово подарить нерастраченный потенциал родительской любви приемному ребенку. Многие семьи, имея своих детей, чувствуют силы дать любовь и заботу и детям, лишенным родителей. Но, к сожа¬лению, мало кто из них представляет, как можно осу¬ществить свои намерения, какие возможности им предоставляются. Стереотипы и предрассудки по отношению к усыновлению, сложившиеся в нашем обществе в советские годы, обусловливают инфор¬мационный вакуум и неготовность общества идти по этому пути решения проблемы брошенных детей.

Существует несколько форм семейного устрой¬ства детей, оставшихся без попечения родителей. Лучшей из них для ребенка является усыновление. В этом случае юридически ребенок приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все ро¬дительские права и обязанности.

Более гибкой формой является опека (попечительство). Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего возраста; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и интересов подопечных, их содержание, воспитание и образование. Ребенок «автоматически» уходит из-под опеки по достижении указанного возраста, при вступлении в брак или достижении гражданской дееспособности.

Такая форма устройства детей-сирот, как прием¬ная семья, особенно важна, когда в соответствии со своим правовым статусом или по состоянию здо¬ровья, дети не могут быть переданы на усыновление. Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

Самым сложным является, как правило, первый год жизни ребенка в семье. В это время служба сопровождения - психологи, педагоги, социальные ра¬ботники, чаще всего встречаются с подопечными. Практика говорит, что если успешно пережит первый год, то семья обращается к специалистам лишь в конкретных случаях.

На сегодняшний день благодаря усилиям персонала московских детских домов, в семьи устроены десятки детей, но сотни и тысячи остаются в детских домах, коррекционных школах и ждут, когда к ним придут, и быть может, захотят принять в семьи. Горстки волонтеров, регулярно помогающих детям реализовать потребность в общении, не в состоянии компенсировать сиро¬там отсутствие душевного тепла, домашнего уюта и родительской любви.

В данной работе подчеркивается крайняя актуальность проблемы сиротства в России в силу роста числа детей-сирот и отсутствия эффективных моделей их воспитания. Рассматриваются основные формы решения проблемы сиротства: воспитательные учреждения сиротского типа, приемная семья, опекунская семья, детские дома семейного типа, замещающая профессиональная семья. Анализируются достоинства и недостатки указанных форм с привлечением данных отечественных и зарубежных исследований. Обосновывается вывод о депривации психического развития детей в учреждениях сиротского типа, что ведет к негативным последствиям в их социальной адаптации.

Итак, профессиональные семьи существуют во многих странах. В России в связи с низким уровнем жизни и другими негативными социальными явлениями, закрытостью семейной системы, на наш взгляд, наиболее перспективной моделью на ближайшие десятилетия является замещающая профессиональная семья (приемная, патронатная).

Глава 3:

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будет разное. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремиться все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

Как же сделать так, чтобы, перешагнув порог вашего дома, ребенок захотел в нем остаться?

Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, к которому вы привыкли, а ребенок никогда его не видел. Ребенок может испугаться лифта и отказаться подняться на нем и т.п.

Вероятнее всего и реакция на членов семьи у ребенка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как к папе, так и к маме. Чаще всего ребенок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни - предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Почему это происходит, взрослому бывает трудно понять, а дети не могут объяснить свои чувства. Возможно, ему понравились внешние признаки (улыбка, глаза, прическа, одежда), или женщина своим обликом напомнила нянечку из детского дома. Внимание любопытных остановится на мужчине потому, что ему в доме ребенка не хватало мужской заботы, и таким предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины стали привычнее и ближе, а мужчины пугают.

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить.

Заключение:

Количество российских граждан, желающих взять в свою семью сироту, с каждым годом уменьшается. За минувший год новых родителей в России обрели 4760 детей-сирот, тогда как три года назад эта цифра превышала семь тысяч. Охотно наших детей усыновляют иностранцы, только за первое полугодие текущего года в Центр по усыновлению подали пакеты документов 938 иностранных граждан, из которых 860 были поставлены на учет как кандидаты на усыновление детей. С большим желанием берут наших детей-сирот граждане Испании, Италии, Соединенных Штатов, Франции, в последние время - и Израиля.

Каждый месяц в банк данных Центра поступает около 700 новых анкет, большинство из которых представляют детей старше десяти лет. А вот половина из тех, кто младше четырех, страдают тяжелыми заболеваниями, такими как синдром Дауна, детский церебральный паралич, тяжелые пороки развития, хронические гепатиты, СПИД и тому подобное. Насколько велик шанс этих детей реализовать свое право на жизнь в семье? Какие гарантии того, что в случае обретения родителей они вновь не потеряют их из-за отказа взрослых от непосильной для них ноши? Ведь не секрет, что случаи отказа от усыновленных детей не так уж и редки. Стать родным чужому ребенку - задача необычайно сложная, и благих намерений тут явно недостаточно. Нужно особое родительское чутье и потрясающее терпение, не говоря уж о любви к чаду, которое способно доставлять массу неприятностей и вносить постоянный дискомфорт в годами налаженный быт. Ребенка невозможно выращивать как растение, придавая ему ту или иную желаемую форму и свойства. Где найти сиротам хороших родителей, когда далеко не во всех семьях все складывается благополучно? Сегодня для решения этой проблемы ищутся новые подходы. Появились дома семейного типа и приемные семьи. Для временного пребывания детей, оказавшихся без опеки взрослых, возникли государственные и негосударственные реабилитационные центры. Однако эти новые структуры предлагают детям не полноценное членство в полноценной семье, а модель, имитирующую жизнь в семейном окружении. Известно, что мужчины зачастую покидают дома семейного типа и вся тяжесть забот о десятке ребятишек ложится на одни женские плечи, а дети лишаются возможности наблюдать за взаимоотношениями супругов и впитывать в себя, кроме женского, еще и мужской взгляд на вещи. А еще мама в детском доме семейного типа не ходит на работу, она получает зарплату как воспитатель. А ведь работающая мама - это для ребенка окошко во взрослый мир, возможность больше увидеть и больше понять его.

В Англии детские дома и интернаты для детей-сирот, в том числе и социальных, заменили фостерные семьи. В них дети, оказавшиеся без надлежащего присмотра старших, поддержку и защиту получают от профессионалов по семейному воспитанию детей, как собственных, так и чужих.

Приемные семьи в России очень отдаленно напоминают фостерные в Англии. Это попытка использовать зарубежный опыт, когда на содержание ребенка, проживающего в чужой семье, деньги выделяет государство и когда ребенок в любой момент может сам отказаться от услуг приемных родителей, а родители - от приемного ребенка. Из бесед с людьми, которые участвовали в этом эксперименте, выяснялось, что многие дети оказались в неродных семьях задолго до оформления их как приемных. Как правило, это происходило просто по воле случая, когда, понемногу помогая ребенку, оказавшемуся без помощи близких, возникала взаимная привязанность

Воспитание ребенка обогащает мир взрослых новым видением собственной значимости, непосредственным детским восприятием действительности, развивает толерантность и замедляет старение мышления. Пожалуй, такое взаимообогащение стоит того огромного труда и самоограничений, наградой за которые будут такие простые и необыкновенно почетные слова как "наши родители" и "наши дети"

Похожие работы на данную тему