ВВЕДЕНИЕ
Одна из самых актуальных проблем России в настоящий момент сиротство. По неофициальным данным, от 2 до 6 миллионов детей сегодня находятся на улице. Кроме того, в детских домах, приютах, интернатах и домах малютки сейчас находится почти 700 тысяч детей столько же, сколько после войны. Но в отличие от военного времени, у большинства этих детей родители живы. Появился страшный термин социальные сироты дети, родители которых отказались от них или были лишены родительских прав. Неумолимая статистика свидетельствует: лишь 10% выпускников детских домов и интернатов становятся благополучными членами общества. 90% уходят в криминал, спиваются, кончают с собой. Лишь немногие детские учреждения могут обеспечить ребенку столь необходимые индивидуальный подход, социальную и профессиональную адаптацию все то, что автоматически приобретается в семье. И никакое самое современное детское учреждение не даст ребенку то, в чем он нуждается более всего любовь и участие, осознание своей нужности и ценности для кого-то.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВЗЯВШИМ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Новая проблема в научной и практической психологии
Статья 54 Семейного Кодекса РФ гласит: «Право ребёнка жить и воспитываться в семье». Приоритетной формой устройства ребёнка в приёмную семью, является усыновление. На практике мы сталкиваемся с тем, что кандидаты выбирают следующие формы устройства приёмного ребёнка в семье: усыновление, оформление над ним опеки или патронатное воспитание. Они заявляют пожелания к характеристике приёмных детей: пол, возраст, внешние данные, состояние здоровья, и т.д., но мало интересуются психологическими и социальными особенностями приёмных детей. Их не интересуют вопросы адаптации ребенка к новым условиям и дальнейшей социализации в обществе. Это происходит по разным причинам, на которые хотелось бы обратить внимание.
Во-первых, наличие у кандидатов в опекуны или усыновители, патронатных воспитателей одновременно рациональных и иррациональных мотивов в принятии решения воспитывать в своей семье приёмного ребёнка или нескольких детей. Это мотивы, о которых кандидаты говорят сами, т.е. вполне осознаваемые, и неосознаваемые, которые выявляются в процессе работы с членами этих семей, а именно [7; 41]:
• разрешение семейного кризиса;
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. – М.: Дом, 1995.
2. Басова, В. М. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей) [Текст] / В. М. Басова, Ж. А. Захарова. – Кострома, 2003.
3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Владос, 1998.
4. Выговская Л.П. Эмпатические отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал, 1996. – № 5. – С. 15.
5. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе: Счастливый невротик. – М.: Класс, 1993.
6. Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей в России: Автореф. канд. дис. М., 1999.
7. Захарова, Ж. А. Подготовка родителей к роли замещающего родителя // Народное образование, 2008. – № 4. – С. 249.
8. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям. – М.: Дом, 2003.
9. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. – СПб.: Питер. 1995.
10. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. – М.: ФИСО, 1994.
11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.:Акад. Проект. 1999.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2001.
13. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 2001.
14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без родителей. – М.: Знание, 1990.
15. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 2001.
16. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1998.