Введение:
Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.
Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате - субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
Изучение особенностей личности преступника породило целое науч¬ное направление, из которого сформировалась наука «криминология».
Личность человека, совершившего преступление, является объек¬том пристального изучения многих наук криминалистического про¬филя. Очевидно, что при несовпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в реше¬нии проблемы о сущности и понятии личности преступника. Форми¬рование такого подхода включает в себя решение логически взаимо¬связанных вопросов: что такое личность преступника; есть ли она вообще; какие признаки составляют ее содержание; какова ее роль в совершении преступления; как воздействовать на нее, чтобы предо¬твратить преступление.
Для криминологии давно стало аксиомой утверждение, что причиной преступного поведения является сложное взаимодействие внешних, объективных условий и внутренних, субъективных факторов, т. е. среды и личности. Тем самым среда и личность получают равную криминологическую оценку, а поведение предстает лишь как следствие этого взаимодействия. Если придерживаться такой точки зрения и при этом быть последовательным, то вину за последствия преступного поведения нужно поровну возложить на обе стороны — и на среду (конкретную ситуацию), и на самого преступника. Конкретная ситуация — это и очевидцы, и потерпевшие, и условия, в которых совершено преступление, и т. д. Конечно, “вина” потерпевшего бывает тоже велика (например, в результате неосторожного или аморального поведения), но еще никому в голову не приходило наказывать его так же, как и преступника.
Глава 2:
Еще в V ве¬ке до н. э. Гип¬по¬крат вы¬де¬лял два ти¬па лю¬дей: ко¬ре¬на¬стых и плот¬ных, под¬вер¬жен¬ных апо¬п¬лек¬сии исход¬ным не¬ду¬гам и строй¬ных, ху¬до¬щавых, под¬вер¬жен¬ным рес¬пи¬ра¬тор¬ным за¬бо¬ле¬ва¬ни¬ям.
В XIX веке Чезаре Ломброзо обратил внимание на антропологические признаки преступников и пришел к выводу, что у большинства из них имеются физические аномалии.
На рубеже XIX-XX веков Э. Кремер на основе своих психофизических исследований пришел к выводу о соответствии определенной физической конституции человека определенному типу преступного поведения. Он вывел закономерность, согласно которой люди высокорослые, широкоплечие, крепкого телосложения склонны к совершению насильственных преступлений. Люди низкорослые, полные наоборот чаще совершают преступления против собственности.
В ХХ веке Г. Дж.Айсенк в ходе своих исследований свойств нервной системы пришел к выводу, что чем выше у человека признаки экстравертивности, тем ближе он к совершению преступления.
Современные криминологи, анализируя все ранее известные теории связывающие конституцию человека и преступность приходят сегодня к единому мнению о том, что физический тип – это важный фактор межличностных отношений. Реакция окружающих и собственное отношение к необычной внешности влияют на социальное взаимодействие. Например, дефекты кожи могут стать, особенно в юношеском возрасте, источником самых различных неприятностей.
Большие уши, близорукость, маленький рост, изуродованные конечности, ожирение, параличи и многие другие дефекты оказывают влияние на характер и объем социального взаимодействия. Поведение, направленное на то, чтобы как-то “компенсировать” эти дефекты, часто принимает форму девиантного.
Однако на сегодняшний день нет убедительных доказательств того, что физическая конституция, функционирование желез внутренней секреции и прочие биологические факторы причинно обусловливают преступность. Предположение о связи между конституционально-физической типологией и тем поведением, которое юридически и социологически определено как преступное и девиантное, не подтвердилось .
Считается, что способности вообще передаются по наследству и особо важную роль играют родители. Еще Аристотель предложил проводить аналогию между причинами, обусловливающими поведение человека, и причинами, вызывающими рост дуба или березы из семени. Дождь он называл причиной, ускоряющей или обуславливающей рост, а причиной, предопределяющей, что вырастет - дуб или береза, считал само семя. Это представление, очевидно, легло в основу концепции “дурного семени” или, так называемого, “врожденного преступника”.
В 1912 году Годдардом было опубликовано исследование семьи, отличавшейся, как считал автор, умственной отсталостью – “Семья Калликаксов”. История этой семьи началась во время Гражданской войны в Америке, когда Мартин Калликакс встретился со слабоумной девушкой и стал отцом слабоумного сына. К 1912 году было известно 480 потомков этого союза, из которых 143 человека также были слабоумными, многие были незаконнорожденными, алкоголиками и преступниками. После войны вышеуказанный основатель описанной династии женился на девушке “из приличной семьи”. По этой линии насчитывалось 496 потомков, и среди них не было ни слабоумных, ни незаконнорожденных, ни преступников. Многие из них стали юристами, врачами, судьями и были уважаемыми людьми.
Между тем вопрос о связи между уровнем умственного развития и преступностью остается нерешенным. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению и “чаша весов” периодически то на одной, то на другой стороне.
Исследования ученых в Англии, США, Австралии и других странах выявили повышенный процент хромосомных аномалий среди обследованных преступников по сравнению с контрольной группой. Хромосомные аномалии встречаются примерно у 0,4 процента новорожденных.
Высказывалось даже предположение, чтовсе это приведет к новым поискам “дурного семени”. Впервые об открытии ХYY хромосом у взрослого мужчины (американца) сообщил 26 августа 1961 г. английский журнал “Ленцет”. В результате проведенного в 1967 году в Пентриджской тюрьме в Мельбурне исследования была выдвинута гипотеза о связи, существующей между комбинацией хромосом ХYY и совершением преступлений. Отмечено, что Ричард Спек, убивший в Чикаго в 1986 году восемь медсестер, имел ХYY комбинацию хромосом. Исследования показывают, что заключенные, имевшие комбинацию хромосом ХYY, не более склонны к совершению насилия, чем остальные заключенные, но чаще, чем они, совершают имущественные преступления.
Криминологами связь между хромосомным набором (ХYY хромосом) и преступностью подвергается сомнению. Однако достоверных данных в этой области пока нет.
Несовершенство методик исследования, малое число наблюдений в каждой из них привело к тому, что в настоящее время различие в оценках разных ученых степени распространенности лишней хромосомы среди преступников достигают 20-кратных размеров. Единственное, что можно с большой долей вероятности сказать, так это то, что существует связь между хромосомной аномалией и психическими заболеваниями, так как среди обследованных большинство составили именно лица с такими заболеваниями.
В отечественной криминологической науке вопрос о роли психических или иных отклонений при совершении преступления нередко подменяется вопросом о соотношении социального и биологического в личности.
Заключение:
Понять любое поведение, преступное в том числе, невозможно без подлинного знания психологии (иногда — патопсихологии) личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а нередко и психиатрических факторов.
Сейчас существует очень много данных о возрасте, семейном положении, количестве судимостей, занятости и т. д. преступников, но эта информация обладает низкими объяснительными способностями. Однако, как известно, объяснение — главная функция науки, делающая ее практически значимой.
На наш взгляд, из всего причинного комплекса преступного поведения особенно важны те факторы, которые “находятся” в самой личности, а не во внешних обстоятельствах, как бы важны они ни были. Полагаем, что для практики борьбы с преступностью, особенно для индивидуальной профилактики и расследования преступлений, это чрезвычайно важно, поскольку основным объектом предупредительных усилий является человек. Это справедливо, поскольку причины всегда в личности, а внешние обстоятельства могут играть роль лишь условий, способствующих или препятствующих совершению преступлений либо нейтральных по отношению к ним.
На ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвергания родителями, лишения родительской ласки и попечения у ребенка на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего “я”, своего положения жизни. Маленький человечек ощущает, что под сомнение поставлено само его право на существование, он поэтому страшится небытия и постоянно ожидает враждебных, даже агрессивных действий со стороны окружающих.
Эти личностные особенности закрепляются в дальнейшей жизни: в школе, в учебных и трудовых коллективах, среди товарищей, в многочисленных житейских конфликтах и сложных ситуациях, которые начинают восприниматься со специфических, субъективных позиций. Дело не столько в том, что судьба может предоставить человеку множество убедительных доказательств того, что он отнюдь не ее баловень. Гораздо важнее, что индивид воспринимает все происходящее как гибельное для него, непосредственно угрожающее ему, даже если объективно никакой опасности нет.
Названные особенности охватываются общим понятием “тревожность”, считая, что тревожная личность совершенно иначе ощущает мир. Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать свой биологический статус, биологическое существование — отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, субъективно воспринимаемого как опасный или враждебный. Если тревожность сохраняется лишь на уровне беспокойства или неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социально” существование, свою социальную определенность путем совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений.