Введение:
В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разно-образие определений понятия психологического теста. Ниже приведены неко-торые из них. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандар-тизованное измерение выборки поведения" . "Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления коли-чественных (и качественных) индивидуально психологических различий" . "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психоло-гических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления час-тичных типов поведения" . Все определения содержат следующие общие мо-менты:
во-первых, тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интер-вью, аппаратурные методы и др.;
во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интел-лекта;
в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степе-нью объективности, надежности и валидности.
В рамках данной работы рассмотрены некоторые виды используемых в практике тестов.
Часть 4:
Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об ин-дивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоцио-нально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности меж-личностного взаимодействия. Вопросы носят прожективный характер, отража-ют обычные жизненные ситуации.
В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста - "17 ЛФ", дополненный служебной шкалой "социальной желательности" (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 30 вопросов формы "С" для людей от 16 лет и старше.
На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость-ригидность (QI), самодостаточность -социабельность (QII), рацио-нальность - эмоциональность (QIII), напряженность-расслабленность (QIV).
Обработка полученных данных по анкете проводилась в два этапа. Пер-вичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все по-казатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статисти-ческой обработки.
Результаты полученные при изучении характерологических особенностей позволили построить усредненные профили по тесту Холанда на обоих этапах и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам (см. рис. 1).
Значимая степень достоверности различий была выявлена по фактору Q2 (предпочтение собственных решений - зависимость от группы).
Направленность характерологических особенностей по фактору А к поло-жительному полюсу (А+) говорят о том, что для испытуемого характерны бо-гатство и яркость эмоциональных проявлений, открытость и готовность к со-трудничеству.