Введение:
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный пери-од заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, на-учных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период пред-ставления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказ-ках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с опреде-ленными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако пси-хологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изу-чающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоя-тельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.
Глава 2:
Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дар-вина (1809-1882гг.), из которого следовало, что человек является выходцем из обезьяньего стала. Дарвиновское учение ознаменовало крутой поворот от ме-ханодетерминизма к биодетерминизму. Прежде всего, Ч.Дарвин указывал на естественный отбор как фактор выживания организмов в постоянно угрожаю-щей их существованию внешней среде. Отмечал, что в ходе эволюции выжи-вают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству. Поскольку естественный отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он истребляет и психические функ-ции, не способствующие приспособлению. Это побуждает рассматривать пси-хику как элемент адаптации организма к внешней среде.
Психика не могла более представляться изолированным "островом духа". В психологии фундаментальным становится соотношение "организм-среда", вместо отдельного организма. Это порождает новый системный стиль мышле-ния, который в дальнейшем привёл к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, а его поведение во внешней среде, изме-няющей (детерминирующей) его психический склад.
Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволю-ционной теории Ч.Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Позже оно превратилось в раз-ветвлённую ветвь дифференциальной психологии.
Кроме того, дарвинизм стимулировал изучение психики в животном мире, и стал основанием зоопсихологии, широкого изучения (с помощью объектив-ных экспериментальных методов) механизмов психической регуляции поведе-ния животных.
Одновременно с Ч.Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер (1820-1903гг.). В своём труде "Основы психологии" (1855г.) он определил жизнь как непрерывное приспособление "внутренних отношений к внешним". Основные положения его работы сле-дующие. Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято только в системе его отношений (адаптации) к внешней среде. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фикси-рует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информа-ции о том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Существует особый вид ассоциаций - между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями. Так свершился крутой поворот в движении психоло-гической мысли. Из "поля сознания" она устремилась в "поле поведения".
Заключение:
Итак, появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., свя-занных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разраба-тывавших психологические концепции в Новое время.
Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития антич-ной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оста-ваясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, ко-торая рассматривала в основном общие закономерности развития психики че-ловека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.
Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это вре-мя не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как иссле-дование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движу-щих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов разви-тия образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.
При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы пред-мета психологии, объективности методов исследования психики, анализа по-лученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, на-чиная с Р.Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.