ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время в обществе всё более значимую роль приобретает воспитание детей с интеллектуальным недоразвитием. Особенно важное значение на современном этапе приобре¬тает концепция психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С. Выготский – один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единым процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего. А каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С.Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умст¬венно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости – факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине.
Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций " (10, 29).
И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его воз¬можности своевременно усваивать культуру человечества.
Л.С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня.
На современном этапе разрабатываются вопросы дифферен¬циации индивидуального подхода при обучении и воспитании детей, у которых умственная отсталость вызвана этиологическими факторами и психическое состояние которых также различно. Рассматриваются также сложные вопросы формирования личности и характера умствен¬но отсталых детей.
Достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти, речи, особенности психического развития аномального ребёнка. Но остаются, в частности еще малоизученные эмоциональные отношения и чувства ум¬ственно отсталого ребёнка. В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоциональных отношений и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
Целью данной дипломной работы является анализ формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть психолого – педагогические аспекты проблемы формирования эмоционального отношения к окружающему у детей – дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Проанализировать пути формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: анализ формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему у детей с интеллектуальной недостаточностью
Объект данного исследования: 14 детей старшего дошкольного возраста из социального центра реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями.
Методический аппарат исследования:
1. Методика «Диагностика эмоционально – аффективной сферы».
2. Методика «Рисунок несуществующего животного».
Этапы исследования:
1. Первичная психодиагностика.
2. Экспериментальное воздействие.
3. Вторичная психодиагностика.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие страхов у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью можно скорректировать при помощи предложенного комплекса психокоррекционного воздействия.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования можно рекомендовать для оптимизации формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему у детей - дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГОПУ, 1997.
2. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки интеллектуального развития / Под ред. К. С. Лебединской. - М., 1993.
4. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. трудов / Под ред. В. В.Воронкова. -М., 1998.
5. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8.
6. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995
8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
9. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками интеллектуального развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2.
10. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5.
11. Готовность детей к школе. Диагностика интеллектуального развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992.
12. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13
13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические про¬блемы построения учебных предметов. - М., 2000.
14. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
15. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова.-М., 1996.
16. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. -М., 2001
17. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10.
18. Ермолаева, М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
19. Замский X. С. История олигофренопедагогики. - М., 2002
20. Замский X. С. Интеллектуально отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е.К.Грачевой. - М., 1995.
21. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).
22. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов интеллектуальной деятельности и интеллектуальное развитие учащихся. - М., 1998.
23. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.
24. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с от¬клонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1998.
25. Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания, под ред. Данилкина, Л., 1974 г.
26. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях, Л., 1985 г.
27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.
28. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.
30. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.
31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 2003.
32. Леонтьев А.Н. Принципы интеллектуального развития ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Проблемы развития психики. - М., 1997.
33. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов. - М., 1993.
34. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4, стр.25-27.
35. Особенности интеллектуального развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, «Педагогика», 1988г.
36. Особенности интеллектуального развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 2003
37. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1999.
38. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
39. Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.
40. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. - М., 2001
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, «Владос», 1995г.
42. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8.
43. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5.
44. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа педагога вспомога¬тельной школы. - М., 1998
45. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3.
46. Ушакова И.П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы: Учеб. пособие. -М., 1999.
47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992.
48. Школы для интеллектуально отсталых детей за рубежом / Под ред. Т.А.Вла¬совой, Ж. И. Шиф. - М., 1993.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М., 2001.