Введение:
Актуальность исследования.
В настоящее время идет активный поиск средств гуманизации специального образования, ориентация на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы, стремление к совершенствованию и саморазвитию.
Гуманистические тенденции, связанные с оказанием психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, определяют приоритетные задачи в области специальной психологии, выделяя главную цель - социализацию детей в российском обществе.
Дети с проблемами в развитии, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях.
Особое место в межличностном взаимодействии в аспекте социальной перцепции занимает тема невербальной коммуникации. По определению В.А.Лабунской, невербальное поведение личности - это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.
Потенциальные возможности невербального поведения как полифункционального процесса раскрывают перспективы более глубокого изучения детей, имеющих проблемы в развитии, создавая новые возможности социально-адаптационных механизмов для них.
Познание, взаимовлияние и взаимооценивание друг друга происходит в различных видах совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение другого человека, т.е. невербальное поведение личности, во многом зависит характер взаимоотношений и результат, к которому они приходят в совместной деятельности.
А.А.Бодалев неоднократно подчеркивает, что достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением общающихся субъектов. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения внешней экспрессии общающихся, неправильной интерпретацией информации друг о друге. На первый план в восприятии человека выступают те качества, которые в данный момент являются наиболее значительными и наиболее информативными. Такой способностью обладают невербальные средства общения личности: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.
Глава 2:
Возможности восприятия и понимания эмоций умственно отсталыми детьми зависят от уровня познавательных возможностей субъекта восприятия, степени информативности акустических средств невербального общения в процессе коммуникативного акта.
Более низкий уровень восприятия и понимания эмоциональных состояний человека имеют умственно отсталые испытуемые по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Умственно отсталые испытуемые наиболее успешно и адекватно определяют по голосовой экспрессии эмоциональные состояния радости, страдания и страха, соотнося их с мимическими эталонами. Данная тенденция наблюдается при анализе результатов в группах нормально развивающихся испытуемых. Меньшей степенью восприятия и понимания эмоциональных состояний по интонации обладают презрение, удивление и гнев.
Различия в успешности восприятия и понимания эмоциональных состояний по интонации связаны с развитием социального и индивидуального опыта общения детей, неравномерностью созревания одних эмоций по сравнению с другими, с возрастными особенностями и эмпатийными способностями индивида, точностью идентификации пола диктора, с особенностями структурной выразительности самого эмоционального состояния во внешней экспрессии и эффекта стереотипизации. Адекватность восприятия и понимания эмоциональных состояний по интонации связана с уровнем развития познавательной сферы: чем сильнее выражено нарушение интеллектуальной деятельности, тем ниже возможность адекватного осознания эмоциональных состояний.
Между полом изображенного человека и видом интонационной установки существует зависимость: при усилении эмоционально-отрицательной интонационной установки изображенный человек опознается как мужчина, а при усилении эмоционально- положительной как женщина.
Различные установки влияют на понимание социальных ситуаций и возможность формирования на этой основе образа человека. Изучение социально-перцептивной сферы у детей-олигофренов позволяет углубить знания специфических психофизоиологических особенностей умственно отсталых детей и обогатить практическим материалом область психологии, изучающей невербальное поведение личности.
Специфичность восприятия и понимания эмоциональных состояний человека, формирование его образа, возможность понимания социально-психологических ситуаций по установкам связана не столько с нарушением восприятия, сколько с неполноценностью их ощущений и с недостаточностью организации и интерпретации чувственного материала, а также с особенностями перестройки фиксированной установки и нарушением регуляторных функций деятельности ЦНС. Поэтому весь процесс восприятия и понимания проходит на дефектной основе со значительными нарушениями. Но коррекция социально-перцептивной сферы детей-олигофренов раскрывает широкие компенсаторные возможности развития личности с нарушением интеллектуальной сферы в плане адаптации и социализации в обществе.
Обучающая коррекционно-развивающая программа, своего рода социально-психологический тренинг, позволяет совершенствовать процесс общения и личностного восприятия. Она может быть включена в структуру психолого-педагогического воздействия для создания условий успешной социальной адаптации и коррекции случаев дезадаптированности умственно отсталых школьников. Результаты комплексного психолого-педагогического воздействия помогут создать основу для снижения риска отрицательного воздействия среды на личность аномального ребенка и повысить его степень социализации.
Заключение:
Вспомогательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность. Правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1 – 3% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает в себя достаточно разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего широко распространенный характер.
Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей – учеников вспомогательной школы – составляют дети-олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Такие дети составляют основной контингент вспомогательной школы.
Умственная отсталость, возникшая позднее полного становления речи ребенка, встречается относительно редко. Она не входит в понятие олигофрения.
Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.
Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.