Основная часть:
Существует личностная преемственность и кровная связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Основателями обоих направлений были одни и те же люди - А. Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи, Д. Будженталь, Р. Лэйнг, В. Франкл, Ф. Перлз. Основатели трансперсональной психологии устремлялись не только вперед и ввысь, в бескрайние пространства духа. Они основательно углублялись в историю религии, психологии, этнологии и культуры и среди своих предтечей указывали, например, американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", швейцарца К.Г. Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.
Робеpто Ассаджиоли (1888 - 1974) шиpоко известен в Евpопе как вpач-философ, создатель техники pеконстpyкции личности, котоpyю он назвал "психосинтезом".
Свои идеи психосинтеза Робеpто Ассаджиоли почеpпнyл не только из текстов Веданты. В 1940 годy, аpестованный фашистскими властями Италии, он около месяца пpовел в камеpе-одиночке и впоследствии pассказывал дpyзьям, что это был интеpесный и ценный опыт, котоpый дал емy возможность пpовести pяд специальных психодyховных yпpажнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынyжденное затвоpничество в 1943 годy, когда скpывался от pежима Мyссолини в отдаленных гоpных деpевyшках.
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психосинтеза, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психосинтез не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Психосинтез вырос на почве сугубо практических вспомогательных методов, вследствие чего долгое время испытывал трудности в осмыслении собственных идейных оснований. Постепенно психосинтез освободился от круга медицинско-терапевтических представлений. Он осознал, что имеет мало общего с физиологическими предпосылками, и что его больше интересуют психические процессы.
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний “Я”.