Введение:
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедея-тельности - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отноше-ний внутри и между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различ-ного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессио-нальной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в об-щественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление по-нятия “группа”. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: про-извольные объединения (группировки) людей по какому либо общему призна-ку необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой пони-мается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельно-сти или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определен-ным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг еще в 1918 году вы-сказал такую мысль: «Самосознание отдельного человека, возвращение инди-вида к основе человеческой сущности и ее индивидуальной и социальной оп-ределенности есть начало для исцеления от слепоты, которая правит сегодняш-ним днем».
Часть 5:
Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание, что при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в отдельной особи, как, пережитки первобытных вре-мен. Но под влиянием внушения массы способны на большое самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу. В то время как у изолированного индивида едва ли не единственным побуждающим стимулом является личная польза, в массе этот стимул преобладает очень редко. Можно говорить о повышении нравственного уровня отдельного человека под воздействием массы. Хотя и интеллектуальные достижения массы всегда много ниже достижений отдель-ного человека, ее поведение может как немного превышать уровень индивида, так и намного ему уступать.
Нравственный облик массы в иных случаях бывает выше, чем нравствен-ность составляющих ее индивидов, и такая совокупность людей способна к вы-сокому бескорыстию и преданности.
«Личная выгода является едва ли не единственной побудительной причи-ной у изолированного индивида, однако у массы она преобладает весьма редко» .
Другие заявляют, что, в сущности, общество является тем, что предписы-вает человеку нормы его нравственности, отдельный же человек, как правило, от этих высоких требований каким-то образом отстает. Еще и другое: при ис-ключительных обстоятельствах в коллективности возникает энтузиазм, благо-даря которому совершены замечательные подвиги.
Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает оста-ваться неоспоримым, что великие решения мыслительной работы, чреватые последствиями открытия и разрешения проблем, возможны лишь отдельному человеку, трудящемуся в уединении. Но и массовая душа способна на гениаль-ное духовное творчество, и это прежде всего доказывает сам язык, а также на-родная песня, фольклор и другое. И, кроме того, остается нерешенным, на-сколько мыслитель или поэт обязан стимулам, полученным им от массы, среди которой он живет, и не является ли он, скорее, завершителем душевной работы, в которой одновременно участвовали другие.
Заключение:
Таким образом, массы состоят из групп, которые бывают: большими и ма-лыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы де-лят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуа-тивные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и об-щества - это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Од-нако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятель-ности группы .
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и ре-альные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но сре-ди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В от-личие от них массы составляют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидно-сти реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естествен-ные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле соци-альной психологии.