Введение.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что наибольшее развитие и признание в современной практической работе с людьми, по мнению Б.Д. Карвасарского, получили три направления и возникшие на их основе методы: психоаналитическое (психодинамическое, динамическое); бихевиористское (поведенческое); гуманистическое.
В рамках каждого из указанных направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны отразить уникальность каждого из них (телесноориентированные, когнитивные, танцевально-двигательные, трансперсональные методы, арттерапия, символдрама, психодрама и др.). Очевидно, что в современных условиях метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую, психокоррекционную, обучающую и др.), оказался чрезвычайно эффективен и поэтому приобрел статус одного из самых популярных.
1. Общее представление о групповом тренинге как методе работы.
1.1. Понятие тренинга.
В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Как справедливо замечает И.В.Вачков в своей книге "Основы технологии группового тренинга" (1999), доходит до того, что группы одного и того же вида у разных авторов названы по-разному.