Введение
Актуальность заявленной проблемы на сегодня такова, что распространенность состояний психического недоразвития, особенно в относительно легких его формах (пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая ЗПР, олигофрению в степени дебильности) многократно превышает все прочие виды нервно- психической патологии в детском возрасте. Преобладающее содержание исследовательских и методических разработок в этой области направленно преимущественно на повышение точности и надежности критериев дифференциальной диагностики отклонений в психическом развитии, что в свою очередь, связано с задачами отбора детей в специальные образовательные структуры. Для успешного решения этих задач сегодня существуют достаточно эффективные методологические подходы, позволяющие оценить не только актуальный уровень психического развития ребенка, но и некоторые потенциальные его возможности.
1. Этиология умственной отсталости
Под понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы и интеллекта.
Умственная отсталость относится к болезням развития – дизонтогениям. Соответственно, она может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте (до трех лет)
Под умственной способность отсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, предродовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.