Введение
Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имеет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человечес¬ких судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышле¬ния, которыми обладают люди пауки. Результаты их работы по¬зволяют увидеть в едином потоке человеческих жизней те уни¬кальные, воспроизводящие жизнь человека как человека факты, законы и закономерности, увидеть и понять, что каждый чело¬век воспроизводит в своей судьбе человеческое и создает своей жизнью свое, расширяющее, уточняющее, дополняющее пред¬ставление, знание о том, что есть человек.
Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас стал¬кивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы: "Что со мной происходит? Почему это со мной происходит?" Так человек встречается с необходимостью нового знания о самом себе. Но! Где эти знания взять? Здесь и приходит на помощь наука, предлагающая обоб¬щенное знание, в котором можно найти ответ на вопросы о том, что происходит со мной.
1. Принципы психического развития
Понять психику ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни взрос¬лого можно благодаря понятию развитие. Уместно вспом¬нить слова Гете, который писал:
«Кто хочет что-нибудь живое изучить,
Сперва его он убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной ему там не найти».
Именно развитие выполняет функцию этом жиз¬ненной связи. Очевидно, что понятие «развитие» явля¬ется ключевым в психологии развития детской психи¬ки.. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в психологии можно насчитать око¬ло двух десятков концептуальных подходов к психоло¬гии развития: от теории созревания А.Гезелла, этологических теорий К.Лоренца, Н.Тинбергена и Дж.Боулби, психолого-педагогической теории М.Монтессори, организационной теории Т.Вернера, условно-рефлектор¬ных теорий И.П.Павлова, Дж.Уотсона, Б.Скиннера, те¬ории социального научения А.Бандуры, психоаналити¬ческой теории З.Фрейда, теорий когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.Колберга, теории аутизма Б.Беттельгейма, теории развития детского опыта Э.Шехтеля, эко¬логической теории Дж.Гибсона, теории лингвистичес¬кого развития Н.Хомского, теории подросткового пе¬риода К.Юнга, стадиальной теории Э.Эриксона, до культурно-исторической теории Л.Выготского и ее модифицированных современных вариантов в виде деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, А.Р.Лурии и тео¬рии поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, отражает кризисное состояние, в котором на¬ходится психология, а с другой - значимость и актуаль¬ность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные теоретические концеп¬ции психического развития человека, выделяет три ос¬новных подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество отдельных теорий и концепций.