Введение
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках (весь спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем наци¬ональном рынке рассматривает макроэкономика). Напомним одновременно, что такое рынок. С микроэкономической точки зрения: рынок — это механизм вза¬имодействия покупателей и продавцов, другими словами, со¬отношение спроса и предложения.
Спрос и предложение – наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение – силы, приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.
Спрос и предложение в известном смысле являются рыночной заменой (или рыночным эквивалентом) того механизма регули¬рования, который был характерен для плановой экономики, ког¬да предполагалось, что все разнообразие экономической информа¬ции известно центральному планирующему органу. И если плановики лишь пытались на основе собственной «всеобъемлю¬щей» информированности вырабатывать наиболее рациональные пути достижения социально-экономических целей и определять направления действий всех лиц, участвующих в экономических процессах, то механизм спроса и предложения действительно ре¬ализует все эти цели в рыночной экономике.
Рассмотрим спрос и предложение, и их взаимодействие, а также проанализируем важнейшие показатели, характеризующие спрос и предложение – их эластичность.
ГЛАВА II. ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Изменения спроса
Так как экономическая жизнь постоянно меняется, то и спрос непрерывно изменяется. Кривые спроса остаются неизменными только в учебниках. Почему же сдвигается кривая спроса? Потому что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Например, есть много возможных причин, по которым с 1950 по 1990 гг. спрос на машины резко возрос: фактически удвоился средний реальный доход людей, численность взрослого населения увеличилась почти на половину, и наблюдался спад в работе альтернативных форм общественного транспорта (автобусов, троллейбусов и железной дороги). В результате этих перемен произошел сдвиг вправо кривой спроса на машины. Чистый эффект от таких изменений детерминант спроса мы называем увеличением спроса. Увеличение спроса на автомобили показано на рис. 4 как сдвиг вправо кривой спроса. Обратите внимание на следующий аспект: этот сдвиг означает, что по каждой цене будет куплено больше машин.
Рис. 4. Увеличение спроса на автомобили
Так как элементы, определяющие спрос, меняются, то изменяется и спрос на автомобили. Здесь мы видим, как влияют повышение среднего дохода, увеличение численности населения, более низкие цены на бензин на спрос автомобилей. Почему же эти события приводят к увеличению спроса?