Дипломная по теме: Петр Вайль

Название работы: Петр Вайль

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Литература

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

1 часть: Введение. Обоснование темы и обзор литературы. Научные определения эссе. Различные концепции подхода и история возникновения эссе (Монтень и Достоевский).

2 часть: Вайль-эссеист: биография. Полный анализ его эссе, разделенных по тематике: социальная тематика, лирические эссе, политические, исторические, ресторанная критика, искуствознание, литературная критика и другое.

3 часть: Сравнение Вайля, Татьяны Толстой и Михаила Эпштейна.

Выдержка:

Петер Вайль - эссеист

План

1 часть: Введение. Обоснование темы и обзор литературы. Научные определения эссе. Различные концепции подхода и история возникновения эссе (Монтень и Достоевский).

2 часть: Вайль-эссеист: биография. Полный анализ его эссе, разделенных по тематике: социальная тематика, лирические эссе, политические, исторические, ресторанная критика, искуствознание, литературная критика и другое.

3 часть: Сравнение Вайля, Татьяны Толстой и Михаила Эпштейна.

1 часть

Введение.

«Для России литература - точка отсчета, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести "Пушкин", как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты.

Конечно, для такого взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. Классика - универсальный язык, основанный на абсолютных ценностях.

Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отступают различия между отдельными писателями. Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других - напряженность духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.

Различные концепции подхода и история возникновения эссе

(Монтень и Достоевский).

Слово «эссе» в переводе с французского («essai») означает: «опыт», "сочинение", «попытка», «испытание», «набросок». Основателем этого жанра считается великий французский мыслитель Мишель Монтень. Прекрасные образцы эссе можно найти в «Дневнике писателя" Ф.М.. Достоевского (32). Этот жанр любили многие российские писатели и журналисты. Эссе печатали и печатают самые разные газеты и журналы, начиная с хорошо известных («Литературная газета», «Культура», «Завтра», «Огонек», «Искусство кино», «Новый мир» и пр.) и кончая только что возникшими изданиями разного типа. Суть современного эссе заключается в том, что в нем особым образом излагается определенная концепция, некая «теория», вытекающая из познания ряда, лежащих «на поверхности бытия» явлений в той или иной сфере общественной деятельности. Свои рассуждения о разнообразных жизненных проблемах автор часто представляет в самом широком плане.

Именно преобладание общих суждений и выводов над фактическим материалом является яркой, бросающейся в глаза чертой, отличающей эссе от публикаций иных жанров. Нередко такое преобладание бывает подавляющим. Но данное обстоятельство нельзя считать недостатком выступлений данного рода, поскольку авторы их и не ставят перед собой задачи -проанализировать конкретные проблемы, ситуации, рассмотреть возможность их скорейшего решения, предложить необходимые для этого меры. Конкретные факты для таких публикаций - лишь повод для общих рассуждений. «Глобальность» - обычный уровень размышлений эссеиста. И уже только в силу данного обстоятельства они (размышления) не могут быть быстро воплощены в жизнь (а порой реализация их вообще отодвигается в неопределенное будущее). В чем же смысл рассуждений «глобального» уровня? Прежде всего, в том, что они помогают, так сказать, четче увидеть актуальные, быстротекущие события в системе более важных, более фундаментальных сущностей, неких закономерностей, на которые в повседневной текучке люди не всегда обращают нужное внимание. А эссеист как бы заставляет аудиторию на миг «остановиться, оглянуться», чтобы увидеть, в ту ли сторону мы идем? Правильно ли поступаем в своих сиюминутных делах? Совпадают ли они «по вектору» с главными ценностями жизни, тенденциями ее развития?

Список литературы

1. М. Монтень, Сочинения, М., Голос 1992

2. И.Л. Карнаух Эссе как один из видов школьного сочинения, Русская словесность, 2000, № 5,6

3. О. Э. Мандельштам, Сочинения, М., Аст, 1998

4. В. В. Набоков, Сочинения, С-Пб, Северо-Запад, 1993

5. И. А. Бродский, Сочинения, С-Пб, Искусство, 1987

6. Литературный энциклопедический словарь, М., Наука, 1987

7. А. С. Грибоедов Сочинения, М., Художественная литература, 1978

8. А. А. Битов, Сочинения, М. Художественная литература, 1990

9. П. Вайль "Гений места", "Русская кухня в изгнании", "Карта родины" и публицистические эссе в журнале «Итоги»

9а П. Вайль, А. Генис, 60-е. Мир советского человека, М, Этаро-Пресс, 1997

10. П. Вайль, А. Генис, Родная Речь. Уроки Изящной Словесности, М., Независимая Газета,1991.

11. М. Эпштейн, Бог деталей. Народная душа и частная жизнь в России на исходе империи, 2-ое, дополненное издание, Москва, ЛИА Р.Элинина, 1998

12. М. Эпштейн, Философия возможного, Эссе об эссе, М., Алетейя, 1999-2001

13. Т. Толстая «День», «Русский человек на рандеву», С-Пб, Подкова, 2001

14. Т.Ф. Дедкова, Публицистика Татьяны Толстой, МГУ, Тезисы научно-практической конференции, М, 2001

15. С.Н. Бройтман, Лирический субъект. Введение в литературоведение, М., 1990

16. С.Н Бройтман, Русская лирика XIX - начала XX вв. в свете исторической пестики. Субъектно-образная структура,

17. В.Е. Хализев, Теория литературы, М., 1999

18. А.Л. Дмитровский, Акценты, Новое в массовой коммуникации. - № 1, Воронеж, 2001

19. А.Л. Дмитровский, О соотношении автора и лирического субъекта в жанре эссе, Тезисы научно-практической конференции, М, 2001

20. М.М. Бахтин, К философии поступка. Философия и социология науки и техники. М., 1986

21. С. С. Семенова, О бессмертии. Опыты. Литературно-философский ежегодник, М , 1990

22. Б.Парамонов «Конец стиля», М., 2000

23. И. А. Анненский, Книги отражений, М, 1979

24. В.В Розанов, Уединенное, Опавшие листья, М., Экслибрис, 1998

25. Л.Я. Гинзбург, О лирике, М., 1990

26. Б.О. Корман, Литературоведческие термины по проблеме автора, Ижевск, 1982

27. О. В. Дурова, Норвежское эссе 1960-90-х гг., Воронеж, 1997

28. А.А. Тертычный, Аналитические жанры в публичном диалоге, М., 1989

29. О. Дунаевская, Пар выходит со свистом, МН, 2001

30. А. Печерский, Минута молчания, Русь державная, № 6, 2001 г

31. А. А. Блок, Стихотворения, С-Пб, Культурное наследие, 1998.

32. Ф. М. Достоевский, Дневник писателя, Полное собрание сочинений, М., Художественная литература, 1972-1988.

33. М. Гаспаров, Публицистика, Новое время, №15. 16.4.2000

34. В. Ерофеев, В лабиринте проклятых вопросов, М., Советский писатель, 1990

35. О. Э. Мандельштам, Стихотворения, С-Пб, 1996

36. А. П. Чехов, Полное собрание сочинений, т. 5, М., Художественная литература, 1978г.

37. Ф. Ницше, Сочинения, т.2, Свердловск, 1991 г.

38. В. Курицын, Русский литературный постмодернизм, М., 2000

39. Е. Иваницкая, Петр Вайль. Гений места, Знамя, 1999

40. Г. Шульпяков, Пропорция Вайля, Новый мир, 1999

41. З. Л. Дони «С любовью об эссе», М, 2002.

42. Б. Парамонов, Толстая вне ксерокса, Свободная Культура, 2002

43. А. С. Пушкин, Избранное, Лениздат, 1973.

Похожие работы на данную тему